Трудовая теория стоимости и теория полезности Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Трудовая теория цены и теория полезности


.

В экономической науке сложились два различных подхода к основаниям обмениваемости товаров на рынке: трудовая тео­рия стоимости и теория полезности.

Первое направление — трудовая теория стоимости. Его представители — классики политической экономии В.Петти, А. Смит, Д. Рикардо — обосновали, что основой стоимости то­варов является труд, затраченный на производство товаров.

К. Маркс углубил исследование анализом двойственного характера труда, воплощенного в товаре. При этом выявил, что труд, создающий товар, имеет двойственный характер. С од­ной стороны, это труд в определенной, целесообразной форме, направленный на создание определенных полезностей (потре­бительных стоимостей — стола, стула и т. д.). Получил название конкретного труда. С другой — это труд вообще, безотноси­тельно к конкретной форме, представленный как затрата фи­зиологической энергии человека — энергии мышц, мускулов, не­рвов, мозга. Получил название абстрактного труда. К. Маркс доказал, что именно абстрактный труд в силу своей каче­ственной однородности, выступающей основой его количе­ственной соизмеримости, является основой стоимости товара.

Исследование количественной компоненты стоимости при­вело к выводу о том, что стоимость товара определяется не ин­дивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на производство товара или общественно-необ­ходимым рабочим временем. Общественно-необходимое рабо­чее время есть то рабочее время, которое требуется для из­готовления какой-либо потребительной стоимости при на­личных общественно нормальных условиях производства (т.е. условиях, при которых производится основная часть продук­ции данного вида) и среднем в данном обществе уровне умелос­ти и интенсивности труда.

Такой подход, ориентирующий на общественно нормальные, или господствующие, условия производства, очень важен. По­скольку реальные условия производства весьма многообразны при ориентации на индивидуальные затраты труда, непремен­но, выиграют "худшие" производители, чьи индивидуальные зат­раты больше общественно необходимых. Это означает стимули­рование менее способных и предприимчивых и более ленивых производителей. Однако подобная ориентация не отвечает инте­ресам общества, которое, как минимум, должно "полагаться" на имеющиеся технические достижения, используемые большин­ством производителей, а также тех, кто развивает технический прогресс, использует более совершенные методы организации труда. Это важный фактор прогрессивного развития.

В процессе обмена происходит "приравнивание труда", зат­раченного на производство различных полезностей. При этом ориентация на эквивалентность приводит к формированию оп­ределенной количественной пропорции, в которой потреби­тельные стоимости одного рода обмениваются на потреби­тельные стоимости другого рода. Это меновая стоимость то­вара.

Меновая стоимость — это форма стоимости, представ­ляющая конкретные вариации обмена полезности одного рода на полезности другого рода. Она может изменяться в зависимо­сти от места и времени при неизменности ее внутренней, сто­имостной субстанции.

Научные исследования, привели к выводу, что основным законом товарного производства является закон стоимости, определяющий основу и механизмы формирования и реализации стоимости товара. При этом можно выделить три важней­шие аспекта:



1) основой стоимости товара является труд, затраченный на производство товара;

2) количественная компонента стоимости определяется не индивидуальными, а общественно-необходимыми затратами труда или общественно-необходимым рабочим временем;

3) ОНЗТ выступают основой соизмеримости, определяющей пропорции обмена товаров на рынке.

Развитое товарное производство, свободная конкуренция, отсутствие механизмов монополии и государственного вмеша­тельства в экономику — идеальная среда действия закона сто­имости. При этом он определяет и регулирует важнейшие па­раметры рыночной системы — формирование товарной стоимо­сти, пропорции обмена товаров на рынке.

Второе направление — неоклассическая теория ценности. Его представители — Карл Менгер, дйген Бем-Баверк, Фрид­рих фон Визер — считали, что ценность товаров определяет­ся их полезностью.

Они выдвинули теорию полезности, согласно которой цен­ность товаров определяется не затратами труда на производ­ство товаров, а их полезностью, считая, что самые различные материальные и духовные блага ценятся людьми не потому, что на них затрачен труд, а потому, что они обладают полезностью. При этом производство товара может потребовать незначитель­ных затрат труда, однако его полезность может оказаться весь­ма высокой. Она и определит ценность товара.

Классический пример — "парадокс Смита", ориентированный на разрешение дилеммы почему вода, столь полезная для челове­ка, стоит так дешево, а алмаз, чья польза для удовлетворения жиз­ненных потребностей намного меньше, стоит так дорого.

Неоклассическая теория данный феномен полезности объясняет редкостью. Вода имеется в изобилии, и, следователь­но, цена на нее низка. Наоборот, бриллианты встречаются ред­ко, требуют больших затрат на добычу, гранение, шлифовку. Их запас ограничен, цена высока.

Загрузка...

С динамизмом представлений, формированием рационали­стических воззрений теория полезности трансформируется в теорию предельной полезности. При этом под предельной по­лезностью понимается наименьшая потребность, от кото­рой пользователь продукции прежде всего готов отказаться при невозможности удовлетворения полного круга потребно­стей. В качестве аргументации выдвинутой позиции один из виднейших представителей австрийской школы Э. Бем-Баверк приводит пример .о старике-отшельнике, живущем в лесу, име­ющем пять мешков зерна, которые он использует для удовлет­ворения своих потребностей. Полезность мешков располагает­ся в убывающем порядке:

1-й мешок — для себя, с целью удовлетворения самой на­сущной потребности — в питании;

2-й мешок — для улучшения питания; 3-й мешок — для откорма домашних птиц; 4-й мешок — для изготовления пива; 5-й мешок — для забавы — кормления попугаев. Лишившись одного мешка, отшельник откажется от корм­ления попугаев. При возможном последующем сокраще­нии — от других с учетом убывания полезности продукта в кругу удовлетворяемых потребностей.

Сторонники теории сделали вывод, что величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной полезности, которая занимает последнее место в ряду удовлет­воряемых потребностей.

И тот, и другой подходы определения ценности продукта имеют место и являются достаточно обоснованными. Вместе с тем первый подход представляется более оправданным в усло­виях массового производства продукции, ориентации на низко­доходные группы потребителей или в условиях "платежного де­фицита", когда за необходимые товары потребители могут зап­латить минимально возможную цену. Второй — в большей мере отвечает условиям индивидуализированного производства, ори­ентированного на высокодоходных потребителей, видящих глав­ную цель в полезности, особых потребительских свойствах то­варов, за которые готовы дорого заплатить, вместе с тем имеет место и в условиях "товарного дефицита", когда за желаемые товары, которые достаточно трудно купить, потребители гото­вы заплатить высокую цену.

В условиях огромного многообразия потребностей важно со­здание не просто разнообразных, но и взаимозаменяемых и вза­имодополняющих товаров, информированность потребителей об их качественных и ценовых характеристиках, уровне взаи­мозаменяемости или взаимодополняемости. Необходимо обес­печение их надлежащего качества.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Трудовая теория стоимости и теория полезности

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Тема 8. Структурно-функциональный обзор ствола мозга
  • Тема 26. Особенности управления в сельской местности
  • Тема 4. Микроструктура нервной ткани
  • Тема 4. Система местного самоуправления
  • Тема 7. Структурно-функциональный обзор спинного мозга
  • Тема занятия: ПАТОЛОГИЯ ВАГИНАЛЬНОГО ОТРОСТКА БРЮШИНЫ. ВАРИКОЦЕЛЕ. Патология влагалищного отростка у детей – чаще врождённая патология
  • Тема занятия: КРИПТОРХИЗМ. Заболевания, изучаемые на данном занятии, являются пороками развития мочеполовой системы
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ