Простой категорический силлогизм. Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Обычной категорический силлогизм.


.

Тема № 5.2.

Задание 1.

Проведите анализ силлогизма. Проверьте его правильность умозаключения.

Алгоритм решения

Выявить в рассуждении структуру умозаключения. Для этого необходимо определить в составе рассуждения посылки, заключение и далее расположить их по порядку: а именно, каждую посылку записать с новой строки, под ней – заключение, отделяя посылку от заключения чертой. Суждения, которые не являются посылками и заключением в умозаключение не записываются.

Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно буквами S (меньший термин) и Р (больший термин).

Перенести обозначения S и Р в посылки и определить средний термин, обозначив его буквой М. Если необходимо, то следует преобразовать посылки и заключение так, чтобы их грамматическая форма соответствовала логической.

Проверить идентичность терминов в посылках и заключении. Если терминов больше трех, анализ силлогизма прекращается и делается вывод, что умозаключение неправильное, поскольку нарушено правило силлогизма (произошло учетверение термина). Если термины выражены противоречащими понятиями (например: М и не-М), то необходимо произвести с одной из посылок операцию превращения, либо операцию противопоставление предикату (субъекту). Если термины идентичны в обеих посылках, то анализ продолжается.

Записать логическую форму умозаключения в символической записи, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.

Определить фигуру и модус силлогизма.

Определить распределенность терминов в силлогизме, и проверить все общие правила силлогизма.

Определить отношение между терминами в посылках силлогизма с помощью круговых схем.

Если а) модус соответствует правильному модусу полученной фигуры, б) все общие правила силлогизма выполнены, и с) полученное отношение между терминами в посылках силлогизма соответствует отношению между терминами в заключение силлогизма, то делается вывод о правильности силлогизма.

Если а) модус не соответствует правильному модусу полученной фигуры, б) нарушено хотя бы одно из общих правил силлогизма и с) полученное отношение между терминами силлогизма не соответствует отношению между терминами в заключение силлогизма, то делается вывод о неправильности силлогизма.

Варианты

1.1. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, N. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен. 1.2. Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, потому что оно получено с нарушением закона. 1.3. N. привлекается к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок, а все лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. 1.4. Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности, а поскольку обвиняемый совершил кражу, то он привлечен к уголовной ответственности. 1.5. Обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом, именуется подсудимым. Обвиняемый N. подсудимым не именуется, так как его дело судом к производству не принято. 1.6. Взятка - корыстное преступление. Взятка - наказуемое деяние. Следовательно, среди наказуемых деяний есть корыстные преступления. 1.7. Некоторые учебники являются интересными. Некоторые учебники - хорошо иллюстрированные книги. Следовательно, среди хорошо иллюстрированных книг есть интересные. 1.8. Некоторые предложения являются простыми. Все суждения - предложения. Следовательно, некоторые суждения являются простыми предложениями. 1.9. Взятка - уголовное преступление. Всякое уголовной преступление - наказуемо. Следовательно, взятка - наказуема. 1.10. Женщины любят красиво одеваться. Некоторые профессора - женщины. Следовательно, некоторые профессора любят красиво одеваться. 1.11. "Жмурки" - детская игра. Некоторые детские игры небезопасны. Следовательно, "жмурки" не являются безопасной игрой. 1.12. Всякое хищение - умышленное преступление. Кража - хищение имущества. Следовательно, кража - умышленное преступление. 1.13. Все студенты - учащиеся. Некоторые учащиеся получают стипендию. Следовательно, некоторые из тех, кто получает стипендию, - студенты. 1.14. Каждый честный человек выполняет свои обещания. Этот человек не выполняет свои обещания. Следовательно, этот человек - нечестный. 1.15. Некоторые телевизоры - цветные. Некоторые телевизоры не являются транзисторными. Следовательно, некоторые цветные телевизоры не являются транзисторными. 1.16. Все имена собственные пишутся с большой буквы. Все названия планет – имена собственные. Следовательно, все названия планет пишутся с большой буквы. 1.17. Закон исключенного третьего – закон мышления, он впервые сформулирован Аристотелем. Значит, все законы мышления впервые сформулированы Аристотелем. 1.18. Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Гражданин N. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение своей доли другому лицу. 1.19. Во многих экономически развитых странах растет преступность. США – экономически развитая страна. Следовательно, в США растет преступность. 1.20. Все слова, изменяющиеся по временам, - глагольные формы. Ни одна глагольная форма не существительное. Следовательно, ни одно слово, изменяющееся по временам, не есть существительное. 1.21. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна, так как в ней не указана дата ее совершения. 1.22. Ни одно млекопитающее не дышит жабрами. Акула дышит жабрами. Значит, она не является млекопитающим. 1.23. Некоторые из тех, кто умеет читать, может написать книгу. Этот ребенок не может написать книгу. Следовательно, этот ребенок не умеет читать. 1.24. Ни один фотон не может существовать в состоянии покоя. Электрон может существовать в состоянии покоя. Следовательно, электрон не является фотоном. 1.25. Вся имеющаяся в этой библиотеке литература является научной. А поскольку некоторая литература по истории не является научной, ее нет в этой библиотеке. 1.26. Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. Руководителю нашего отдела всегда некогда. Следовательно, он ничего не делает. 1.27. Всякая полезная книга несет информацию, поэтому каждый учебник полезная книга, так как он несет информацию. 1.28. Гераклит был диалектиком, так как все диалектики говорят о том, что мир изменяется, а Гераклит был среди тех, кто говорил, что мир изменяется. 1.29. Многие разрешимые задачи кажутся сначала неразрешимыми. Все разрешимые задачи рано или поздно решаются. Поэтому большинство кажущихся сначала неразрешимых задач рано или поздно решаются. 1.30. Некоторые учебники имеют схемы и графики. Ни одна книга, имеющая схемы и графики, мне не интересна. Следовательно, некоторые учебники мне не интересны.



Решение:

Записываем рассуждение в форме умозаключения:

Посылка: ……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Посылка: ……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заключение: …………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

«………………………………………………………………….………………...

……………………….» - субъект заключения – меньший термин силлогизма (S), «…………………………………………………………………………………………………………………………...…………….» - предикат заключения – больший термин силлогизма (Р)

Перенесем обозначения S и Р в посылки и определим средний термин: «…………………………………………………………………………………..» (М)

Проверим идентичность среднего термина в посылках. ………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Логическая форма умозаключения в символической записи.

Для определения фигуры силлогизма графически изобразим структуру посылок:

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: ……. фигура

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: …………...

Данный модус является правильным/ неправильным (нужное подчеркнуть) модусом ………. фигуры силлогизма,

Определим распределенность терминов в посылках и заключении, и проверим общие правила силлогизма.

Все общие правила силлогизма выполнены. / Нарушено правило ………………,

так как .......................................……………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8. Определим отношение между терминами в посылках силлогизма:

9. Умозаключение является ………………………………………………………., а заключение, полученное в результате рассуждения – ………………………….., так как …………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 2.

Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.

Алгоритм решения

Записать суждения в качестве посылок умозаключения.

Определить средний термин, обозначив его буквой М.

Сделать вывод из посылок и получить заключение. Для этого исключить средний термин из посылок силлогизма и соединить оставшиеся понятия в простое суждение, которое и будет являться заключением.

Определить субъект и предикат заключения, обозначив их соответственно, буквами S (меньший термин) и Р (больший термин). Перенести обозначения S и Р в посылки.

Записать логическую форму умозаключения в символической записи, проверив при этом последовательность посылок (большая посылка должна стоять первой). Если необходимо, то следует поменять посылки местами.

Определить фигуру и модус силлогизма. Если модус умозаключения соответствует правильным модусам данной фигуры, то анализ прекращается и делается вывод о правильности умозаключения.

Если модус умозаключения не соответствует правильным модусам данной фигуры, то необходимо найти допущенную ошибку. Для этого определяется распределенность терминов в силлогизме и проверяются все общие правила силлогизма. Определив, какое правило нарушено делается вывод о неправильности данного умозаключения

Варианты

2.1. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Гражданин N. не освобожден от уголовной ответственности. Следовательно, … 2.2.Обвиняемый имеет право на защиту. Гражданин N. имеет право на защиту. Следовательно, … 2.3. Лицо, виновное в лжепредпринимательстве, привлекается к уголовной ответственности. Гражданин N. виновен в лжепредпринимательстве. Следовательно, …2.4. Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого. Значит, … 2.5. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Некоторые военнослужащие – офицеры. Значит, … 2.6. Некоторые преступления являются умышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности– преступление. Следовательно, … 2.7. Некоторые преступления являются умышленными. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – преступление. Следовательно, … 2.8. Некоторые студенты живут в общежитии. N. живет в общежитии. Следовательно, … 2.9. Оскорбление есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Действия N. представляют собой унижение чести и достоинства гражданина M., выраженное в неприличной форме. Следовательно, …2.10. Все студентов юридических вызов изучают логику. Студент N. логику не изучает. Следовательно, … 2.11. Все люди равны перед законом. Все люди – разумные существа. Следовательно, ….2.12. Любой материальный объект может существовать только благодаря взаимодействию его элементов. Атом – материальный объект, значит. …….2.13. Всякая ложь есть вранье. Некоторая ложь не является преднамеренной. Следовательно……2.14. Ни одно крестьянское восстание в Европе не закончи­лось победой восставших. Некоторые крестьянские восстания в Европе были длительными. Следова­тельно……2.15. Некоторые деньги не являются бумажными. Все деньги есть средство платежа. Следовательно……..2.16. Нейтрон не имеет электрического заряда. Нейтрон относится к элементарным частицам. Следовательно, …….2.17. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. Следовательно…… 2.18. Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг. Следовательно…….2.19. Законы не зависят от желания людей. Конституция Российской Федерации есть закон. Следовательно…………....2.20.Некоторые политики не карьеристы. Все политики любят властвовать. Следовательно………...2.21. Ни один монах не стремится к богатству. Некоторые люди стремятся к богатству. Следовательно…………....2.22. Некоторые банкноты – доллары. Некоторые ценные бумаги не являются банкнотами. Следовательно………....…2.23. Все люди говорят. Некоторые люди не умеют слушать. Следовательно……….2.24. Ни один лентяй не достоин славы. Некоторые художники – не лентяи. Следовательно…………....2.25. Все христиане – гуманисты. Все христиане верят во Христа. Следовательно……….2.26. Некоторые люди – злонамеренны. Некоторые люди – злорадны. Следовательно…….2.27. Растрата – хозяйственное преступление. Хозяйственное преступление – опасное деяние, наказание за которое предусмотрено УК РФ. Следовательно, ……..2.28. Люди осваивают космическое пространство. Сорокин – человек. Следовательно, …….2.29. Всякое начало – предел. Всякое начало – причина. Следовательно,…… 2.30. Зачетная книжка является документом, который нужно иметь при себе на экзамене. У любого студента она есть. Значит, …..

Решение:

1. Запишем суждения в качестве посылок умозаключения:

Посылка: ……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Посылка: ……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Определим средний термин: в первой посылке - «……………………………..

……………………………………………………………………………………(М); во второй посылке - «………………………………………………………………..

………………………………………………………..» (М)

3. Исключив средний термин их рассуждения, соединяем оставшиеся понятия в заключение – «……………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..»

4. Определяем субъект «…………………………………………………….» и предикат «……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………..»заключения. Определяем в посылках больший «…………………………………………………

……………………………………….» и меньший термин «……………………….

………………………………………………………………………………………».

5. Форма умозаключения в символической записи:

6. Для того чтобы определить фигуру силлогизма, графически изобразим структуру посылок:

По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: …….. фигура

Установив количественно-качественную характеристику простых суждений, стоящих на месте посылок и заключения определяем модус силлогизма: ………

7. Данный модус ……………. является правильным/ неправильным (нужное подчеркнуть) модусом ……….. фигуры силлогизма.

Если модус является правильным, то делаем вывод, что умозаключение является ……………………………………………, а заключение ………………………...

Если модус неправильный, необходимо найти допущенную ошибку. (Любым из известных вам способов)

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Следовательно, умозаключение является …………………………………………, а заключение ………………………………………………………………………….


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Простой категорический силлогизм.

5 stars - based on 220 reviews 5
  • 14 апреля 2014 года исполнилось 80 лет со дня учреждения звания Героя.
  • Coolant Flow Chart
  • Исторические заметки
  • ------- | Get-books.ru collection |------- | Елена Александровна Усачева | | День исполнения желаний ------- 2 страница
  • 2 ДЖУБА ЧЕБОБАРГО И ДРУГИЕ МИЛЫЕ ЛЮДИ 26 страница
  • 2 ДЖУБА ЧЕБОБАРГО И ДРУГИЕ МИЛЫЕ ЛЮДИ 3 страница
  • Множественная корреляция
  • Эта яркая, информативная и практически ориентированная книга принадлежит перу одного из известнейших психологов современности, руководителя научного направления «позитивной психологии». 19 страница