Правовых актов. Систематизация нормативных актов Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Правовых актов. Классификация нормативных актов


.

Понятие и виды источников права. Классификация

Структурные элементы

Характерным признаком права является его существование только в определённой и признанной государством форме. С её помощью правило поведения становится юридической нормой, в ней право получает своё внешнее выражение. В юриспруденции исходящую от государства или официально признаваемую им форму выражения и закрепления норм права называют источником права. Основные источники права:

1. Правовой(санкционированный) обычай (ст. 5 ГК РФ предусматривает возможность применения для регулирования гражданских правоотношений обычаев делового оборота, т.е. сложившихся и широко применяемых в определённой области предпринимательской деятельности правил поведения, не предусмотренных законодательством; ст. 427 ГК РФ установила правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора;

2. Правовой прецедент (лат. precedens, precedent - идущий впере­ди, предшествующий) - форма выражения и существования права, свойственная странам с англо-саксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие;

3. Договор нормативного содержания — соглашение между субъектами общественных отношений, который полу­чает поддержку государства. Такие договоры могут быть как международными, так и внутригосударственными. Например, Федеративный дого­вор РФ 1992 г. между субъектами Российской Федерации или межгосударственное соглашение об избежании двойного налогообложения. К разновидностям нормативного договора относятся различные коллективные договоры между работодателями и работниками, публичный гражданско-правовой договор (п. 1 ст. 426 ГК РФ), типовой или примерный гражданско-правовой договор (ст. 427 ГК РФ);

4. Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Это может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на чётко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением какого-то события. Нормативный правовой акт – самый распространённый источник (форма) права в России и странах, относящихся к романо-германской правовой семье. Признаки нормативного правового акта: это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники; отлича­ется специальным языком, использованием специальных терминов, нали­чием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.); издается уполномоченными субъектами власти в пределах их компетенции (компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в статьях 71, 72 и 73 Конституции РФ); входит в единую систему российского законодательства.



Различают нормативные и ненормативные правовые акты.

Классификация нормативных правовых актов:

1.Закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным (законодательным) органом государства, обладающий высшей юридической силой и регу­лирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов в РФ:

а) Основной закон - Конституция РФ обладает высшей юридической силой и служит юридической базой всего остального законодатель­ства;

б) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции РФ о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Конституционном Суде и другие. С помощью ФКЗ может изменять­ся состав РФ, регламентироваться принятие в РФ новых субъектов и решение других вопросов федеративного устройства. ФКЗ, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, имеют верховенство над обыкновенными федеральными законами. Приня­тие ФКЗ требует квалифицированного большинст­ва: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государст­венной Думы. Президент РФ не обладает правом отлагательного вето по отношению к ФКЗ, Поэтому принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

в) Федеральные законы (ФЗ) составляют наиболее многочисленную группу законов. Они, неодинаковые по своему содержанию, объему и предмету правового регулирования, по соотношению с иными норма­тивными актами, делятся на кодифицированные (кодексы) и обыкновенные (некодифицированные) законы.

Все федеральные законы принимаются Годумой простым боль­шинством от общего числа её депутатов (не менее 226 голосов) и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации и несогласия Госдумы с решением Совета Федерации закон повторно рассматривается Госдумой. В этом случае он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы (300 голосов). Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает и обнародует закон. Однако в отношении федерального закона у Президента РФ право отлагательного вето, т.е. он может отклонить принятый закон. В этом случае Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию. Некоторые законы выделяются осо­бенностями содержания и порядком принятия. Это федеральные законы о ратификации (или денонсации) международ­ных договоров, которые обязательно рассматривает Совет Федерации;

г) законы субъектов РФ.

2. Подзаконные нормативные правовые акты - средство обеспечения исполнения зако­нов, их конкретизация. По субъектам издания и сфере распространения они под­разделяются на:

а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, постановления, ин­струкции, положения, уставы, письма и т.д. федеральных министерств, служб, агентств, иных ведомств, которые подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикации в установленном порядке, если они затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер;

б) подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

в) подзаконные нормативные правовыеакты органов местного самоуправления;

г) внутриорганизационные акты(уставы, инст­рукции, действующие внутри организаций).

К ненормативным правовым актам можно отнести:

1. Правоприменительные акты, или акты применения права (например, приказ о назначении на должность, акт налоговой проверки, решение о приватизации государственного предприятия);

2. Акты официального толкования - это юридические акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права; в них официально разъясняются правовые нормы, но новые нормы не устанавливаются. К актам толкования можно отнести решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

Система действующих нормативных правовых актов сложная по характеру и значительная по объёму. Одни акты дополняются новыми нормами, другие – изменяются, третьи – частично или полностью утрачивают силу. Это может привести к противоречиям между разными нормативными правовыми актами. Поэтому для предотвращения противоречий и удобства использования акты систематизируются. Три способа систематизации:

а) издаётся сборник нормативных правовых актов;

б) перерабатываются и дополняются действующие юридические нормы, что приводит к созданию новых нормативных правовых актов;

в) объединяются несколько нормативных правовых актов в один крупный акт.

Основные формы систематизации: учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация.

Учёт – наиболее простой способ систематизации нормативных правовых актов. При учете поступающего законодательства, поиске и вы­даче необходимой правовой информации используются раз­ные виды деятельности: журнальный, картотечный, компь­ютерный. Справочная работа по законодательству осуществляется ручным, механическим, автоматизированным способами.

Инкорпорация - система­тизация без изменения содержания актов путём издания различных сборников (сборники законов и иных нормативных правовых актов, собрание законодательства). Виды инкорпорации:

1) хронологическая – по годам;

2) систематическая – по предмету правового регулирования;

3) генеральная (полная) содержит все действующие нормативные правовые акты определённого уровня или типа;

4) частичная (неполная) включает в себя только определённую часть НПА;

5) официальная производится государственными органами (например Министер­ством юстиции РФ) или по их поручению, при этом издаваемые сборники носят обязатель­ный характер;

6) неофициальная осуществляется организациями и отдельными лицами по своему усмотрению без специальных на то полномочий правотворческих органов (правоведы, научные и учебные заведения и т.д.).

Консолидация нормативных правовых актов «заключается в преодолении множественности нормативных актов путём их сведения в один укрупнённый акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты».[8]Цель консолидации – упорядочить нормативные правовые акты по вопросам управления, налогообложения и т.д., когда объединяются разрозненные нормы права, что ведёт к повышению качества правоприменительной деятельности. Консолидированные акты могут использоваться как официальные юри­дические пособия для лиц, работающих в соответствующих отраслях права и экономики.

Кодификация - объединение норм права в единый, логически стройный, внутренне согласованный акт с существенным изменением и обновлением его внутреннего содержания. Признаки кодификации:

1) ею занимаются только компетентные правотворческие органы;

2) создается новый сводный нормативный правовой акт;

3) созданный нормативный правовой акт является основным среди нормативных актов действующих в определенной отрасли (подотрасли) права и рассчитан на длительное время.

Виды кодификационных актов:

- основы законодательства[9] устанавливают важнейшие и принципиальные положения отраслей (подотраслей) права или сфер государственного регулирования, являясь нормативной базой для создания кодексов;

- кодексы содержат юридические нормы определённых отраслей (подотраслей) права, например, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Семейный кодекс РФ (СК РФ) и др. имеют отраслевой характер, а Бюджетный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ объединяют нормы соответствующей подотрасли права;

- уставы содержат нормы, регулирующие деятельность определённых ведомств, министерств, организаций, например, Устав железных дорог РФ, Устав патрульно-постовой службы, воинские уставы и т.д.;

- положения детально регулируют статус либо организацию деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений (порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию[10] государственных или муниципальных органов), например, Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и т.д.;

- регламенты содержат нормы, регламентирующие вопросы правового статуса конкретного государственного или муниципального органа, а также процедуры его деятельности;

- правила определяют порядок организации какого-либо рода деятельности, например, Правила дорожного движения, установленные соответствующим Постановлением Правительства РФ.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Правовых актов. Систематизация нормативных актов

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Стихи дня
  • Ссылка на источник: читатель должен знать
  • СПЕЦРЕПОРТАЖ
  • Точность
  • Структура и порядок формирования студенческого совета
  • Сценарий выпуска теленовостей
  • Доведення.
  • ЧАСТЬ II. ГЛ. I. СУЖДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ