FROM PENTECOST TO PRESENT 2 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

FROM PENTECOST TO PRESENT 2 страничка


.

Решающим фактором, определившим успех деятельности церкви РІ I веке, стало Послание, принятое РІ 1-Рј Иудейском совещании РІ Иерусалиме (СЃРј. Деян. 15).,Апостол Петр крестил Корнилия Рё его домочадцев, Р·Р° что РІСЃРєРѕСЂРµ был подвергнут жестокой критике (СЃРј. Деян. 10). РџРѕ возвращении апостола Павла РёР· первого миссионерского путешествия, РѕРЅ был втянут РІ СЃРїРѕСЂ братьями РёР· Иерусалима, которые утверждали, что только прошедшие обрезание РїРѕ закону Моисееву РјРѕРіСѓС‚ обрести спасение. Это Рё явилось причиной для созыва Иерусалимского совещания, которое РІ конце концов решило, что христиане РёР· язычников РЅРµ обязаны обрезываться, если только РѕРЅРё отказываются РѕС‚ таких противных иудейскому сознанию вещей, как идолопоклонство, безнравственность Рё кровавая пища. Это дало всем проповедникам больше СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё гибкости; теперь РёРј было проще нести христианский призыв РІ языческий РјРёСЂ. Так, освободившись РѕС‚ жестких иудейских законов, христианство быстро распространилось РїРѕ всему Средиземноморью. РќРѕ РІСЃРµ это РІРѕРІСЃРµ РЅРµ означало появления каких-то разделений между христианами, евреями Рё неевреями; это лишний раз доказывало: РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ общения стал Христос, Р° РЅРµ иудейский закон, РЅРµ иудаизм. И РІСЃРєРѕСЂРµ христиане РёР· язычников заметно превзошли числом евреев.

Другим важным фактором укрепления церкви времен апостолов стали ее организация и ее должностные лица. В Новом Завете перечислены различные руководители церкви: апостолы, пророки, пастыри, наставники, епископы, старейшины, благовестники (евангелисты), священники. Часто возникают споры: разные ли это служения, или один человек может совмещать несколько из них? Также часто возникают сомнения, связаны ли эти служения с “должностями" привычном смысле слова, а люди, исполняющие их, имеют достаточно власти и авторитета, или это просто какие-то определенные функции, необходимые в церкви. Вполне возможно, считают некоторые, что нет особой разницы между “должностью" и “функцией". Нет сомнения, что все вышеперечисленные “должности" были функциями в служении. Но люди, которые исполняют их, облечены властью и авторитетом, которые реализуются через служение. Нужно всегда помнить, что ныне должности в церкви — это функции в служении. И нельзя забывать, что люди, исполнявшие служения в ранней церкви, получали свою власть как результат! Так как споры и борьба вокруг церковной организации будут привлекать наше внимание практически на протяжении всей книги, нам необходимо рассмотреть положение в церкви времен апостолов. Для удобства анализа церковных должностей разобьем их на две группы: общие и местные3.



К общим можно отнести апостолов, пророков, наставников и евангелистов. Апостолов было всего двенадцать, позднее к ним присоединился Матфий (Деян. 1:26). Павел также был апостол, о чем однозначно говорится в Послании к Галатам (Гал 1,2)4. У Апостолов была сила получать и направлять на других дары Святого Духа, и это придавало уникальность их служению (Деян. 8:14-17). Благодаря своей близости к Иисусу, благодаря тому, что Он Сам был их учителем и наставником, что все свои знания и умения они получили непосредственно от Него, апостолы образовали особую группу руководителей церкви, которые могут разрешить даже самые сложные вопросы (вспомните вопрос об обрезании христиан из язычников и совещание, которое было собрано по этому вопросу в Иерусалиме (Деян. 15)). Но, как это часто бывает с людьми, занимающими очень высокие и ответственные должности, работа апостолов не могла длиться долгое время. И нигде в Писании вы не найдете упоминания о втором поколении апостолов церкви. После смерти этих людей других апостолов в церкви не было! Их “верительные грамоты" были настолько безупречны, их жизнь и служения настолько авторитетны и значимы, что вся последующая история церкви сверяет свои теории, свою практическую деятельность и церковную жизнь непосредственно с учением апостолов. Получив свою власть непосредственно от Христа, они четко сформулировали законченное учение для первого поколения верующих; и эта модель поведения, эти наставления стали образцом, законом для всех последующих поколений христиан.

Загрузка...

Пророки были ораторами, глашатаями (вспомните, среди них можно встретить даже женщин!5) Бога. Слово “пророк“ в Ветхом Завете означает не только человека, предсказывающего будущее, но и человека, который может получать послания от Бога о каком-либо другом человеке. Пророк остается пророком, делает ли он громогласные предсказания по поводу роковых, как мы говорим, событий, или просто спокойно общается с Богом. Пророк Агав предсказал два события: голод и заключение в тюрьму апостола Павла (Деян. 11:27; 21:10,11). Павел в своих посланиях часто говорит о людях, обладающих даром пророчества. Но, к сожалению, этот дар утрачен современной церковью; он умер вместе с верующими первого поколения. Как особый дар, дар пророчества не вышел за пределы церкви первого века. Современные пророки тоже часто говорят за Бога. Но они являются пророками в общем смысле этого слова. Но удивительное владение этим уникальным даром Святого Духа было утрачено со смертью последнего из апостолов.

Более широко толкуется должность учителя, наставника. До сих пор продолжаются споры по поводу слов апостола Павла в Послании к Ефесянам, 4:11. Предмет спора прост: что имел в виду Павел, когда говорил о “пастырях и учителях"? Существует несколько точек зрения; одна из них утверждает, что апостол говорил об одном человеке, занимающем должность “пастыря-на-ставника“, другие же утверждают, что Павел говорил о разных людях. Возможно, что это не принципиально, что эта разница не существенна. Если эту должность занимает один человек, то, помимо наставнической работы, он осуществляет еще и пастырскую деятельность. Если же эти слова относятся к двум разным людям, а все говорит за такую точку зрения, то работу пастыря можно сравнить с деятельностью старейшины, о которой мы уже вкратце упоминали.

Мы должны помнить, что эти три должности: апостол, пророк и наставник, — являются общими. Что это значит? Ответ прост: их власть не ограничена какой-либо местностью. Она распространялась на всю церковь. Все апостолы имели свою апостольскую власть вне зависимости от того, где они в данный момент находились: в Иерусалиме, в Антиохии, в Самарии, в Галатии или где-нибудь еще. Эти же слова можно сказать и о пророках. Пророк Агав пришел в Антиохию из Иерусалима, чтобы произнести свои пророчества о грядущем голоде. Пророком может стать не каждый; вот почему этот дар всегда был в особом почете у христиан.

Это же относится и к наставникам, учителям. Учитель — общая должность, и настоящий наставник не сидел на одном месте, но постоянно путешествовал. В Новом Завете можно найти немного упоминаний этого служения, но в особо важных случаях, например, в Еф. 4:11 и 1 Кор. 12:28-29, учитель упоминается наравне с апостолами и пророками. Так как все учителя странствовали, то перед христианами встала трудноразрешимая задача: как определить, истинный ли это наставник или ложный? Апостолы в своих посланиях постоянно предупреждали: “Берегитесь лжеучителей!" Эта проблема ставится во 2-ом и 3-ем Посланиях апостола Иоанна. Во 2-ом Послании Иоанн предупреждает нас о лжеучителях (2 Ин. 7:11); в 3-ем Послании апостол обращается к противоположной проблеме: неприятии местными церковными руководителями истинных учителей из-за их (руководителей) стремления к первенствованию (3 Ин. 5-10). Церковная летопись II века, датированная приблизительно 125 годом, также обращает наше внимание на лжеучителей, хотя и представляет собой сборник цитат из речей и посланий апостолов, пророков и т.д. В ней показаны способы, как можно разоблачить лжеучителя: истинный учитель может оставаться на одном месте только один день, в случае крайней необходимости — два, но никак не больше. Если же он задержался на одном месте в течение трех дней, то это уже “лжепророк*4!6. Такой учитель становится простым нахлебником! Если истинный учитель уходит в другой город, то на дорогу он просит немного еды, чтобы хватило только на дорогу. Но если он просит еще и денег, то это лжепророк.7 Всякий, учащий правде, но на деле поступающий неправедно, — лжеучитель!8 Таким образом первые христианские общины распознавали истинных и ложных учителей.

Четвертой общей должностью должны стать, по идее, евангелисты (“благовествующие“, “благовестники"). Это слово не часто встречается в Новом Завете. Благовествующим Христа называли Филиппа, который проповедовал в Самарии, в частности, проезжавшему мимо хранителю ценностей царицы Ефиопской (Деян. 8:5-39). В Писании так называют только его; хотя в Библии и сказано, что Тимофей тоже был благовестником (2 Тим. 4:5). Слово “благовестник", “евангелист" означает человека, проповедовавшего благовестие. Оно применялось ко всем странствующим проповедникам первого века, по всему пути следования провозглашающих Христа.

Эти должности были самыми главными, пользующимися всеобщим уважением в церкви I века. Но апостолы и пророки умерли вместе с тем веком; лишь учителя действовали и во II веке. Крайне редко в церковных летописях можно встретить упоминание о евангелистах, хоть, без сомнения, многие верующие выполняли эту работу, независимо от того, называли ли их этим словом или нет. Но у всех этих должностей есть одна общая черта: никто из выполняющих эту работу не был привязан к какому-либо определенному месту жительства или к общине. Но ситуация совершенно меняется, если мы начнем рассуждать о местных должностях.

То, что описано в главе 6 книги Деяний, принято считать началом деятельности диаконов, хотя само слово в этих строках Писания не употребляется. Греческие иудеи были недовольны тем, что их вдовы “пренебрегаемы были" при ежедневной раздаче пропитания внутри общины. Апостолы, обдумав сложившуюся ситуацию, предложили избрать семь человек, которые бы следили за распределением. Все семь избранных носили греческие имена, в том числе и Филипп, позднее ставший евангелистом. Греческий аналог слова “дьякон" — “слуга“; именно это и входило в обязанности этой семерки — быть слугами христианской общины, взяв на себя заботу и ответственность за все физические потребности ее членов. В более позднем 1-м Послании к Тимофею (гл. 3) приводится полный перечень качеств, необходимых для людей, желающих заниматься этой деятельностью в церкви, перевалившей за полвека своего существования. Но кроме простого перечисления необходимых качеств, нам не удастся найти ни предписаний, что же именно делать, ни характеристики ответственности, возлагаемой на этих людей. Обычно дьяконы принимали на себя ответственность за материальные потребности членов общины, хотя невозможно установить, какие именно потребности здесь подразумеваются, нет также сведений о том, насколько велика была эта ответственность. Но не возникает сомнений, что это служение носило местный характер. Если исполнявшие общие должности пользовались властью и непререкаемым авторитетом во вселенском масштабе, то дьяконы и старейшины обладали властью лишь в местной общине.

Хотя должность дьякона была установлена раньше, люди, назначенные старейшинами (пресвитерами), всегда имели больший авторитет в местных общинах. Еще в еврейских синагогах, в дохристианский период, существовали старейшины; и христианские старейшины, скорее всего, являются простым продолжением этой традиционной церковной должности. Впервые в Новом Завете упоминание о старейшинах встречается в Деян. 11:30. Варнава и Савл передали пресвитерам (старейшинам) церкви в Антиохии всю собранную помощь. По возвращении апостола Павла из первого миссионерского путешествия, он и Варнава встречались и проводили совещания с пресвитерами различных церковных общин в Малой Азии, которых они назначили на раннем этапе своего путешествия. Когда произошел спор об обрезании христиан из язычников, то для решения этого вопроса были приглашены апостолы и пресвитеры (Деян. 15:2,4,6,22,23; 16:4). И во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел, желая говорить с руководителями церкви в Ефесе, призвал на встречу в Милит пресвитеров (Деян. 20:17).

Также необходимо указать, что по прибытии пресвитеров на беседу Павел обратился к ним, назвав их “епископами“ (слово “епископ“ на русский язык переводится как “блюститель“) (ср. Деян. 20:17 и 20:28). Апостол Павел приводит все качества, необходимые для старейшин, в своем 1-м Послании к Тимофею (гл. 3) и в Послании к Титу (гл. 1),; но в середине Послания к Титу Павел использует термин “епископ“, или “блюсти-тель“, — слово, употребляемое только еще в Послании к Тимофею. Нет никаких сомнений, что для апостола Павла эти два слова, два названия относятся к одной и той же группе людей. И в 1-м Послании Петра апостол говорит о старейшинах, или пресвитерах (5:1-4), которых во втором стихе он называет епископами или блюстителями[1]. Правда, подобные названия не встречаются в самых ранних рукописях. Однако нельзя оспаривать и тот факт, что все они встречаются все-таки в первых рукописных христианских текстах, а это доказывает, что с самых первых дней существования церкви эти два термина использовались наравне для обозначения одной и той же группы людей9. В тех же строках Писания апостол Петр использует слово “пастырь“ (см. также Еф. 4:11).

Итак, старейшины осуществляли духовный надзор над общиной. Старейшины (или епископы — как вам больше нравится) были назначены для заботы о своей пастве, чтобы кормить своих людей, воспитывать их, делать все, что входит в обязанности настоящего пастыря-пастуха (пастора). Слово “старейшина“ означает просто человека старшего по возрасту, человека, который пользуется заслуженным авторитетом и влиянием в своей общине. Слово “епископ“ в дословном переводе означает “надсмотрщик“, человек, который осуществляет надзор; “пастырь“ означает пастух. Таким образом, слово “старейшина“ относится более к человеческим отношениям, к человеческому уважению, в то время, как “епископ“ и “пастор“ больше характеризуют человека с точки зрения рода его занятий — духовного ли надзора или его пастырской деятельности, работы “пастуха“. Со временем из всех этих слов чаще других стало использоваться “епископ“. Именно этот термин прошел через всю историю церкви с самых первых дней ее существования и до нашего времени.

“Пресвитер" — греческий эквивалент слова “старейшина". В английском языке это слово звучит аналогично. Именно поэтому историки предпочитают пользоваться этим названием чаще всех остальных. Но, к сожалению, слово “пресвитер" вскоре претерпело серьезное изменение в своем значении, в чем мы вскоре убедимся. Вот почему необходимо уделять пристальное внимание каждому появлению этих слов в тексте и тому, в чем они расходятся с первоначальным новозаветным значением.

Говоря о пресвитерах, необходимо упомянуть еще об одном обстоятельстве. В Новом Завете все эти названия (пресвитеры, старейшины и т.д.) встречаются только во множественном числе. И хотя слова "старейшины" и “епископы" практически не изменяясь проходят по всему тексту Писания, вам не удастся найти ни одного случая использования этих слов в единственном числе по отношению к какой-либо церкви. Они всегда стоят во множественном числе: “пресвитеры", "епископы". И когда апостолы Павел и Варнава назначали пресвитеров в церквах Малой Азии, это слово также употреблено во множественном числе (Деян. 14:23). Указывая Титу о необходимости назначения в каждый город на Крите пресвитеров, Павел снова использовал множественное число (Тит. 1:5). Когда Павел обращался в своем Послании к церкви в Филиппах, он адресовал свое письмо всем “епископам и диаконам" (Флп. 1:1). Как мы увидим в дальнейшем (гл. 3), вскоре, однако, в религиозных общинах пришли к одному епископу. Необходимо отметить, что в Новом Завете нет ни строчки об этом “упорядочении". Это событие, эта перемена оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие церкви. Но она была отступлением от церкви апостольского образца.

РџРѕРґ руководством людей занимающих эти должности (часть РёР· РЅРёС… общие, часть местного значения), церковь закончила первый век своего существования. Однако эти первые десятилетия церковь была чем-то гораздо более значимым, чем простой организацией СЃРѕ своей иерархией. Скорее, церковь представляла СЃРѕР±РѕР№ новый образ жизни, новый СЃРїРѕСЃРѕР± общения. РќРѕ некоторые важные черты, присущие церкви РІ первый век ее существования, удалось сохранить, Рё РѕРЅРё были характерны для церкви РІ ее дальнейшей жизни. Возможно, что РґРІСѓРјСЏ основными действиями РІ церкви стали крещение Рё Господня трапеза. Рћ крещении РіРѕРІРѕСЂРёР» сам Иисус Рё РІСЃРµ апостольские учения включают его РІ себя, Р° апостол Павел указывал РЅР° РѕСЃРѕР±РѕРµ значение крещения РІ жизни христианина. Заканчивая проповедь РІ день Пятидесятницы, апостол Петр пригласил всех верующих, слушающих его, креститься, чтобы смыть СЃ себя РІСЃРµ грехи. И греческие, Рё латинские отцы церкви считали это РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью крещения. Несмотря РЅР° то, что РІ наши РґРЅРё существуют противоречивые теории Рѕ формах крещения, есть множество заслуживающих абсолютного доверия свидетельств, СЃ которыми РІ принципе РІСЃРµ согласны, что крещение СЃ самых первых дней существования христианства осуществлялось погружением Рё лишь над теми, кто был достаточно зрелым для сознательного служения Богу. Р’ СЃРІРѕРёС… Посланиях апостол Павел указывал РЅР° РѕСЃРѕР±СѓСЋ роль крещения как смерти для старой жизни Рё возрождения РІ воскресении Христа (РРёРј. 6:1-4). Рђ апостол Петр, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, РіРѕРІРѕСЂРёР», что крещение — это РЅРµ просто “плотской нечистоты омытие, РЅРѕ обещание Богу РґРѕР±СЂРѕР№ совести" (1 Пет. 3:21).


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал FROM PENTECOST TO PRESENT 2 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Программа «Ты - предприниматель» Рязанской области.
  • Горизонтальные подтягивания: техника выполнения.Держите корпус ровно и сохраняйте спину прямой. Возьмитесь за гриф хватом, чуть превышающим ширину плеч. Ступни ног положите на скамью. Подтянитесь,
  • Почему сейчас такие сделки попадаются реже? Не потому ли, что участники рынка стали более искушенными?
  • Эволюционизм
  • Эволюция и идеализация денег
  • Почему большинство трейдеров проигрывают?
  • Психосексология: Хрестоматия 10 страница
  • Программа по башкирскому языку 5 страница