Министерство образования и науки Российской Федерации Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Министерство образования и науки Русской Федерации


.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Кафедра педагогики и методики начального образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИНПО

__________А.Г. Ширин

«___»__________2014 г

Образовательные возможности иллюстрации в детской книге

Дисциплина по направлению 050100.62 –

«Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

Рабочая программа

1 Цели усвоения дисциплины:

Цель дисциплины: организация взаимодействия студентов с детской иллюстрированной книгой, направленная на определение её образовательных возможностей как средства развития младшего школьника.

Задачи дисциплины:формировать у студентов следующие умения:

- давать характеристику детской иллюстрированной книге с позиций синтеза искусств, диалога писатель-художник, особенностей творчества художника;

- характеризовать использование выразительных средств изобразительногоискусства (цвет, графика, композиция) в организации книжного пространства;

- обозначать проявление основных особенностей детской иллюстрированной книги при её анализе;

- выделять композиционные приёмы соединения текста и картинки в одно целое на развороте страницы;

- характеризовать творчество художника-иллюстратора на основе теории синтеза искусств;

- выделять особенности интерпретации художниками образов, созданных писателями;

- разрабатывать занятия для младших школьников по иллюстрированной книге.

2 Место дисциплины в структуре ООП направления подготовки

Курс «Образовательные возможности иллюстрации в детской книге» входит в вариативную часть базовой части (Б3В4).

Для освоения дисциплины «Образовательные возможности иллюстрации в детской книге» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства».

Освоение дисциплины «Образовательные возможности иллюстрации в детской книге» является необходимой базой для изучения дисциплины «Детская литература», «Компьютер и книга» и прохождения педагогической практики.

3 Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, при этом студент:

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

имеет представление о детской иллюстрированной книги как особом специфическом художественном жанре;

знает основные черты детской иллюстрированной книги как художественного и образовательного текста;

умеет анализировать детскую книгу в соответствии с идеей синтеза искусств.

Способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6)

имеет представление о возможностях эстетического развития младшего школьника на основе детской иллюстрированной книги;

знает психолого-педагогические основы организации взаимодействия ученика начальной школы с детской иллюстрированной книгой;



умеет разработать занятие для младших школьников на основе иллюстрированной книге.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоёмкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 1

Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ)

Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):

аудиторная

- лекции

- практические занятия, в том числе: аудиторная СРС

внеаудиторная

- внеаудиторная СРС

Аттестация

Дифференцированный зачёт

Дифференцированный зачет

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 2

Раздел

Семестр

№ недели

Трудоемкость по видам УР, АЧ

Баллы Рейтинга

Рекомендуе-

мые источники

лек

ПЗ

Ауд. СРС

Вне

ауд. СРС

Пороговый

Макси-мальный

Раздел 1 Культурологические и психолого-педагогические характеристики детской иллюстрированной книги

7-10

1.1 Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст.

Воплощение в детской иллюстрированной книге идеи синтеза искусств: смысловое, композиционное, стилистическое. Характеристики иллюстрации детской книги, отражающие особенности младшего школьного возраста.

1, 18, 19, 21, 40, 70

1.2 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: дореволюционный период.

Зарождение иллюстрации детской книги в XIX веке. Издательская деятельность И.Д. Сытина. Эстетические концепции детской книги, предлагаемые художниками «Абрамцевского кружка» (В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова) и художниками «Мира искусства» (И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут).

Загрузка...

7-8

1, 18, 40, 79, 82

1.3 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: ранний советский период – лебедевская школа

Культурно-общественная ситуация в советском государстве и детская книга. Деятельность Ленинградской детской редакции ГИЗа под руководством В.В. Лебедева по созданию концепции детской иллюстрированной книги. События 1936 года в судьбе художника и детской книги в России.

1, 18, 19, 22, 40, 47-49, 60, 63-65, 76

1.4 Стилистические направление в иллюстрации детской книги.

Лирико-романтическая тенденция: книги о природе (М. Митурич, Н. Устинов); книги на историческую тему (В. Лосин, С. Бордюг), неоромантизм (О. и А. Дугины,), романтизм в творчестве братьев Траугот. Декоративное направление: детская иллюстрация и народное искусство.

1, 3, 6, 8, 11, 12, 17, 28, 33, 34, 40, 50, 73, 74, 80, 81, 88, 102

1.5 Выразительные средства ИЗО в иллюстрации детской книги.

Возможности цветовой выразительности в иллюстрации. Графические средства в создании образов в детской книге. Композиционные приёмы соединения текста и иллюстрации.

9-10

1,5

0,5

1, 40, 46

1.6 Возможности эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрацией в детской книге.

Понятие эстетического. Эстетическое как идеальное. Развитие эстетические чувств младших школьников при чтении детской иллюстрированной книги на уровне литературного прочтения, на уровне восприятия изобразительного искусства и на уровне воплощения синтеза искусств.

1,5

0,5

1, 40, 46, 51

1.7 Психолого-педагогическая диагностика эстетического восприятия иллюстрации младшими школьниками.

Отличие диагностики от контроля. Теоретическое обоснование критериев и показателей эстетического восприятия детской иллюстрированной книги. Возможные формы диагностирования.

1,5

0,5

1, 46

1.8 Образовательные возможности иллюстрации детской книги.

Возможности в интеллектуальном и коммуникативном развитии младшего школьника. Область этико-этического развития учащихся.

1,5

0,5

1, 40, 46

Раздел 2 Художники-иллюстраторы детской книги

11-15

2.1 Художник – соавтор писателя детской книги.

Диалог писателя и художника в детской книге. Мир художника в детской книге: варианты и границы авторского прочтения.

1, 29, 37, 40, 46, 71, 72, 86, 93, 104

2.2 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги.

Ученики и соратники В.В. Лебедева: творчество А.Ф. Пахомова, Н.А. Тырсы, В.М. Конашевича.

11-12

1, 6, 9, 13, 23, 38, 46, 61, 67, 75, 83, 87

2.3 Декоративное направление в творчестве художников иллюстраторов. Характерные черты декоративного направления. Народные мотивы в творчестве Ю.А. Васнецова и Т.А. Мавриной. Декоративность цвета в иллюстрациях Т.А. Мавриной и Л.А. Токмакова

1, 2, 6, 7, 14, 15, 16, 26, 27, 40, 45, 52-59, 66, 77, 84, 91, 92, 101

2.4 Сказочные темы в творчестве художников-иллюстраторов.

Художники-сказочники Н.М. Кочергин, А.А. Кокорин и Н.Г. Гольц – выбор сказок (народных, авторских; отечественных, зарубежных), темы и образы.

1, 4, 30, 31, 35, 36, 40, 43, 89

2.5 Художники-анималисты детской книги: Е.И. и Н.Е. Чарушины, Н.Н. Капустина-Чарушина

Евгений Чарушин – художник и писатель-анималист, особенности и единство воплощения образов выразительными средствами разных видов искусств. Никита и Наталья Чарушины – продолжение семейной традиции.

13-14

1, 10, 20, 32, 40, 44, 46, 62, 68, 90, 94-100

2.6 Неромантизм в иллюстрации детской книги.

Черты неоромантизма в творчестве Г.К. Спирина, А.А. Кошкина и Б.А. Диодорова. Диодоров – посол Г.–Х. Андерсена в России.

1, 5, 24, 25, 40, 41, 42, 78, 103

2.7 Особенности иллюстрации научно-познавательной детской книги.

Соотношение научности и художественности в детских научно-познавательных книгах. Текст и наглядный образ.

1, 40, 46

Раздел 3 Опыт работы с детской иллюстрированной книгой

15-18

3.1 Моделирование занятий по иллюстрации детской книги с младшими школьниками.

Определение темы – целеполагание. Отражение в теме и цели идеи синтеза искусств на примере изучения жанров на уроках литературного чтения (сказка и рассказ).

15-16

1, 30, 46, 72

3.2 Создание макета иллюстрации детской книги.

Использование в композиции приёмов соединения текста и картинки в единое целое. Цветовое решение образа. Обращение к миру ребёнка.

17-18

1, 30, 46, 72

3.3 Защита индивидуальных моделей занятий.

Отражение в теме и цели идеи синтеза искусств. Использование теоретических положений курса при составлении конспекта занятий. Критериальная самооценка и оценка.

1, 93

Итого

4.3 Содержание теоретических занятий

Раздел 1 Культурологические и психолого-педагогические характеристики детской иллюстрированной книги.

Тема 1. Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст.

Тема 2. История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: дореволюционный период.

Тема 3. История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: ранний советский период – лебедевская школа.

Тема 4. Стилистические направление в иллюстрации детской книги.

Тема 5 Выразительные средства ИЗО в иллюстрации детской книги.

Тема 6. Возможности эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрацией в детской книге.

Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика эстетического восприятия иллюстрации младшими школьниками.

Тема 8. Образовательные возможности иллюстрации детской книги.

4.4 Темы практических занятий

Раздел 2 Художники-иллюстраторы детской книги.

ПР 1 Художник – соавтор писателя детской книги.

ПР 2 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги: творчество А.Ф. Пахомова, Н.А. Тырсы, В.М. Конашевича.

ПР 3. Декоративное направление в творчестве художников иллюстраторов Ю.А. Васнецова, Т.А. Мавриной, Л.А. Токмаков.

ПР 4 Сказочные темы в творчестве Н.М. Кочергина, А.А. Кокорина и Н.Г. Гольц.

ПР 5 Художники-анималисты детской книги: Е.И. и Н.Е. Чарушины, Н.Н. Капустина-Чарушина.

ПР 6 Неромантизм в иллюстрации детской книги: Г.К. Спирин, А.А. Кошкин, Б.А. Диодоров.

ПР 7 Особенности иллюстрации научно-познавательной детской книги.

Раздел 3 Опыт работы с детской иллюстрированной книгой.

ПР 1 Моделирование занятий по иллюстрации детской книги с младшими школьниками.

ПР 2 Создание макета иллюстрации детской книги.

ПР 3 Защита индивидуальных моделей занятий.

4.5 Домашние задания для СРС

Самостоятельная работа студентов включает:

- самостоятельное знакомство студентов с творчеством художников-иллюстраторов на основе изучения литературы разного характера (научные исследования, дневники, автобиографии, воспоминания и т.д.), а также анализ книг, оформленных ими, подготовку к практическим занятиям;

- чтение детской книги (по выбору преподавателя, например, Ю. Коваль «Недопёсок»), выбор отрывков из текста для создания макета иллюстрации;

- контрольную работу – составление конспекта занятий для младших школьников по иллюстрации в детской книги с критериальным анализом.

На самостоятельную проработку выносятся теоретические вопросы раздела «Художники-иллюстраторы детской книги».

Темы для домашних заданий.

ДР 1 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги.

«А.Ф. Пахомов – график. Крестьянская и детская тема». «Добрый и весёлый мир В.М. Конашевича». «Графические средства выразительности в работах Н.А. Тырсы».

ДР 2 Декоративное направление в творчестве художников иллюстраторов.

«Народные мотивы в творчестве Ю.А. Васнецова» «Т.А. Мавриной – "ушибленная цветом". Декоративность цвета в иллюстрациях Т.А. Мавриной». «Узоры Л.А. Токмакова».

ДР 3 Сказочные темы в творчестве художников-иллюстраторов.

«Сказки народов мира в иллюстрациях Н.М. Кочергина». «А.А. Кокорин и Г.-Х. Андерсен». «Романтический мир Н.Г. Гольц: авторы-собеседники и герои».

ДР 4 Художники-анималисты детской книги: Е.И. и Н.Е. Чарушины, Н.Н. Капустина-Чарушина.

«Е.И. Чарушин – писатель и художник-анималист». «Развитие образов Евгения Чарушина в творчестве Никиты Чарушина». «Наталья Капустина-Чарушина – продолжатель семейной традиции Чарушиных».

ДР 5 Неромантизм в иллюстрации детской книги.

«Образы мировой и отечественной литературы в творчестве Г.К. Спирина», «Волшебный мир А.А. Кошкина». «Диодоров – посол Г.-Х. Андерсена в России».

Качественное выполнение контрольной работы является допуском к сдаче студентом зачёта по дисциплине.

4.6 Формирование компетенций студентов

Таблица 3

№ раздела дисциплины

Трудоемкость раздела,

АЧ

Компетенции

Раздел 1

ОК -1, СК-6

Раздел 2

Раздел 3

5 Образовательные технологии

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации следующих образовательных технологий:

Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстное обучение, развивающее и проектное обучение.

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:

– лекционные (вводная лекция, проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-консультация, установочная лекция, лекция-презентация);

– практические (работа в малых группах, анализ творчества художников в форме полилога, выполнение учебных заданий, творческие работы);

– исследовательские (анализ и экспертное оценивание моделей занятий).

Формы проведения лекционных и практических занятий по дисциплине

(рекомендуемые) представлены в таблице 4

Таблица 4

Тема занятий

Форма проведения

Раздел 1 Культурологические и психолого-педагогические характеристики детской иллюстрированной книги

1.1 Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст

Проблемная ситуация – создание макета иллюстрации (работа в группах). Анализ результатов – «почему мы не смогли нарисовать иллюстрацию»; обсуждение отличия картинки по тексту и иллюстрации. Вводная лекция. Аудиторная самостоятельная работа – конспект отрывка учебного пособия Ю.Я. Герчука «История графики и искусства книги». Лекция-консультация. Аудиторная самостоятельная работа – анализ книг – выявление приёмов обращения к творческой активности ребёнка.

1.2 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: дореволюционный период

Лекция-консультация. Аудиторная самостоятельная работа – изучение материалов о жизни и деятельности И.Д. Сытина. Работа в группах – сравнение детских книг с иллюстрациями художников «Абрамцевского кружка» и художников «Мира искусства».

1.3 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: ранний советский период – лебедевская школа

Лекция-презентация. Проблемная ситуация – анализ высказываний В.В. Лебедева из автобиографии 1942 г. Самостоятельная аудиторная работа – сравнительный анализ работ В.В. Лебедева в детской книге до и после 1936 г.

1.4 Стилистические направление в иллюстрации детской книги.

Лекция-диалог. Аудиторная самостоятельная работа – анализ книг с иллюстрациями декоративного направления – выделение характерных черт направления.

1.5 Выразительные средства ИЗО в иллюстрации детской книги.

Актуализация темы – уточнение представления о выразительных средствах ИЗО (на основе материалов курса «Методика преподавания ИЗО в начальной школе). Аудиторная самостоятельная работа – примеры выразительных возможностей цвета в иллюстрации детской книги. Лекция-диалог.

1.6 Возможности эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрацией в детской книге.

Проблемная лекция. Аудиторная самостоятельная работа – описание эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрированной книгой на основе представления об эстетическом развитии.

1.7 Психолого-педагогическая диагностика эстетического восприятия иллюстрации младшими школьниками.

Лекция-консультация. Аудиторная самостоятельная работа – оценка уровней художественно-эстетического развития дошкольников на основе восприятия иллюстраций по Н.А. Курочкиной, работа в группах.

1.8 Образовательные возможности иллюстрации детской книги.

Аудиторная самостоятельная работа – определение образовательных возможностей иллюстрации детской книги, работа в группах. Лекция-консультация.

Раздел 2 Художники-иллюстраторы детской книги

2.1 Художник – соавтор писателя детской книги.

Аудиторная самостоятельная работа – работа в группах – анализ нескольких книг с иллюстрациями одного художника (например, В. Чижикова, Е. Антоненкова). Представление результатов работы в группах – характеристика творчества художника.

2.2 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги.

Представление творчества художника-иллюстратора на основе самостоятельной подготовки. Организация аудиторной самостоятельной работы – анализ книг изучаемого художника-иллюстратора.

2.3 Декоративное направление в творчестве художников иллюстраторов.

Представление творчества художника-иллюстратора на основе самостоятельной подготовки. Организация аудиторной самостоятельной работы – анализ книг изучаемого художника-иллюстратора.

2.4Сказочные темы в творчестве художников-иллюстраторов.

Представление творчества художника-иллюстратора на основе самостоятельной подготовки. Организация аудиторной самостоятельной работы – анализ книг изучаемого художника-иллюстратора.

2.5 Художники-анималисты детской книги: Е.И. и Н.Е. Чарушины, Н.Н. Капустина-Чарушина – 3 ч.

Представление творчества художника-иллюстратора на основе самостоятельной подготовки. Организация аудиторной самостоятельной работы – анализ книг изучаемого художника-иллюстратора.

2.6Неромантизм в иллюстрации детской книги.

Представление творчества художника-иллюстратора на основе самостоятельной подготовки. Организация аудиторной самостоятельной работы – анализ книг изучаемого художника-иллюстратора.

2.7Особенности иллюстрации научно-познавательной детской книги.

Аудиторная самостоятельная работа – анализ книг – определение соотношения научности и художественности в детских научно-познавательных книгах. Обсуждение результатов с приведением примеров.

Раздел 3 Опыт работы с детской иллюстрированной книгой

3.1Моделирование занятий по иллюстрации детской книги с младшими школьниками.

Аудиторная самостоятельная работа – работа в группах – моделирование занятий по иллюстрации детской книги с младшими школьниками. Обсуждение результатов работы в группах, выявление положительных и отрицательных моментов, определение причин затруднений. Анализ примера занятия для младших школьников на примере изучения жанров на уроках литературного чтения. Повторное действие – моделирование занятий по иллюстрации детской книги с младшими школьниками. Обсуждение результатов работы в группах, выявление положительных и отрицательных моментов, определение причин затруднений.

3.2Создание макета иллюстрации детской книги.

Аудиторная самостоятельная работа – выполнение творческого задания – создание макета иллюстрации к отрывкам текста, предварительно прочитанного студентами; работа в группах. Экспертное оценивание результатов творческой работы.

3.3Защита индивидуальных моделей занятий.

Представление – защита индивидуальных моделей занятий. Анализ и экспертное оценивание моделей занятий.

6 Оценочные средства контроля успеваемости

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

– текущий: контроль выполнения практических аудиторных и домашних заданий, творческих заданий, выполнение учебных аудиторных заданий для самостоятельной работы;

– семестровый: осуществляется посредством зачёта и на основе выполнения всех заданий за весь период изучения дисциплины, а также выполнения контрольной работы.

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины: Технологическая карта дисциплины с оценкой различных видов учебной деятельности по этапам контроля приведена в приложении А.

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

– пороговый («оценка «удовлетворительно») – 75 – 104 балла;

– стандартный (оценка «хорошо») – 105 – 134 балла;

– эталонный (оценка «отлично») – 135 – 150 баллов.

Таблица 5

Критерий

В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует

пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при анализе методических материалов, низкое качество выполнения учебных заданий (допущены грубые ошибки); низкий уровень мотивации учения;

стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при анализе методических материалов, достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;

эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при анализе методических материалов, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; высокий уровень мотивации учения.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература:

Орлова Е.О. Образовательные возможности иллюстрации детской книги: учебное пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 56 с.

7.2 Дополнительная литература:

Александрова Т.И., Берестов В.Д. Катя в игрушечном городе. Повесть-сказка. Рисунки Льва Токмакова. М.: Московский клуб, 1993. – 127 с.

3. Андерсен Х.-Г. Сказки для детей / Оформл. И.М. Чернышовой; Рис. Н.А. Устинова. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 215 с.: ил.

4. Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Худ. Н. Гольц. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 72 с., илл.

Андерсен Г.-Х. Снежная королева / Худ. Б. Диодоров. – М.: Изд-во КРОН-ПРЕСС, 1996. – 92 с., илл. Антонов Л.В., Гущина И.С. Художники детской книги (Ю. Васнецов, О. Верейский, М. Митурич, А. Пахомов и др.), М., 1990. Берестов В. Кошкин щенок. Литературно-художественное издание. Иллюстрации Льва Токмакова. – СПб.: АМФОРА, 2010. – 48 с. Бехштейн Л. Храбрый портняжка / Л. Бехштейн; [переск. Л. Яхтина; худ. А. и О. Дугины; пер. с нем. Т.В. Зборовской]. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 24 с.: ил. – (Шедевры книжной иллюстрации детям!). Братья Гримм. Семеро Храбрецов / Художник В. Конашевич. – Л., 1981. Бродский И.А., Гродненский Г.Г. Мир Чарушина Л., 1980. Бубнова Л.Г. Май Митурич. Графика, живопись, книжная иллюстрация (Альбом) М., 1980. Бунин И. Листопад. Рисунки Н Устинова. – М., 1988. Богуславская Л. Художник А. Пахомов делает книгу. – М., 1988. Болтали две сороки: Русские народные сказки, песенки, потешки / илл. Ю. Васнецова. – СПб.: Печатный двор, ДЕТГИЗ, 2008. – 128 с.: ил. Васнецов Ю.А. Десять книжек для детей. – Л., 1983. Васнецов Ю., Толстой Л. Три медведя / вступит. статья Н. Бедник; переиздание 1935 г. – Л.: Художник РСФСР, 1977. – 12 с.–. (Серия «Художники – детям»: Из лучших советских детских книг). Гайдар А.П. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове / Художник В. Лосин. – М., 1966. Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. – М., 1993. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. – М., 1977. Гаршин В. Лягушка-путешественница / Художник Н. Чарушин – М., 1981. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. Герчук Ю. Критика 1936: Вокруг одной статьи // Творчество. 1990, N 4, с. 11-13. Герчук Ю. Художник В. Конашевич делает книгу С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». – М., 1988. Гоголь Н.В. Нос / Художник Г. Спирин. – М., 1995. Гоголь Н.В. Сорочинская ярмарка / Художник Г. Спирин. – М., 1996. Дмитриева Н. Татьяна Маврина // Сов. графика-73. – М., 1975. Драгунский В. Денискины рассказы / Виктор Драгунский. Иллюстрации Ю. Токмакова. – СПб.: ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013. – 48 с.: ил. – (Серия «Сказки на ночь»). Дорофеев А. Путь наш далек. (Художник С. Бордюг). – М., 1991. Заяц-хваста. Русская народная сказка в обр. А. Толстого / Художник Е. Рачёв. – М., 1988. Звонарёва Л., Кудрявцева Л. Русские собеседники Андерсена // Искусство в школе. – 2005. – № 6. – С. 58 – 67. Иван Быкович / Кочергин Капустина-Чарушина Киплинг Р. Братья Маугли / Редьярд Киплинг; [пер. с англ. Н. Дарузес, С. Степанова; илл. М. Митурича] – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 48 с.: ил. Коваль Ю.И. Картофельная собака: Рассказы / Вступ. ст. Н. Устинова; Художн. Н. Устинов. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 144 с.: ил. – (Классная классика). Кокорин А. В стране великого сказочника. – М.: Советский художник, 1988 – 240 с.: ил. Кокорин А. Как я рисовал сказки Г.-Х. Андерсена. – М.: Малыш,1980. Колобок. Русская народная сказка в обр. А. Толстого / Художник Е. Рачёв. – М., 1969. Конашевич В.М. О себе и своём деле. – М., 1968. Конашевич В., Маршак С. Дом, который построил Джек / вступит. ст. С. Левандовского; переиздание 1925 г. – Л.: Художник РСФСР, 1983. – 32 с. – (Серия «Художники – детям»: Из истории советской детской книги). Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 208 с. Кудрявцева Л. Дом для всех Бориса Диодорова // Детская литература. – 2000. – №1. – С.16-19. Кудрявцева Л. Борис Диодоров: Романтик и русалочка (об иллюстрации к «Русалочке» Г.-Х. Андерсена) // Книжное обозрение. – 1999. – 1 ноября. – С. 24. Кудрявцева Л. Хранительница искусства. О творчестве Ники Гольц // Детская литература. – 1998.-– № 4.– С. 79-84.

44. Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. – М., 1983. – 159 с.

45. Кузнецов Э.Д. Медведь летит, хвостом вертит: Рассказы о художнике Юрии Васнецове / Эраст Кузнецов. – СПб.: Детгиз-Лицей, 2007. – 240 с.: ил.

Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб., 1997. Лебедев Владимир Васильевич. Живопись. Графика 20-30-х гг. из коллекции государственного Русского музея. Каталог выставки. – СПб., 1994. Лебедев В.В. Десять книжек для детей. – Л., 1976. Лебедев В.В. Маршак С.Я. Мороженое / подготовка издания, вступит. статья и коммент. Ю. Герчука.– М: Советский художник, 1977. (Серия «Избранные детские книги советских художников»). Летний вечер. Стихи русских поэтов о природе. Иллюстрации Н. Устинова. – СПб., АМФОРА, 2011. – 48 с. Линдгрен Астрид. Эмиль из Леннеберги / Художник М. Бычков. – СПб., 1996. Маврина Т. В некотором царстве. Русские народные сказки. – М., 1982. Маврина Т.А. Цвет ликующий. Дневники. Этюды об искусстве. / Сост. и предисл. А.Ю. Чудецкой, А.Г. Шелудченко. – М.: Молодая гвари\дия, 2006. – 364 [4] с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 22). Маврина Т., Коваль Ю. Бабочки / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина; [послесл. А. Шелудченко]. – М.: Дет. лит., 2013. – 63 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги). Маврина Т., Коваль Ю. Жеребёнок / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина; [послесл. Ю. Чувашева]. – М.: Дет. лит., 2013. – 64 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги). Маврина Т., Коваль Ю. Журавли / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина; [фотогр. В. Ускова]. – М.: Дет. лит., 2013. – 56 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги). Маврина Т., Коваль Ю. Заячьи тропы / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина. – М.: Дет. лит., 2013. – 48 с.: ил. – (Мастера детской книги). Маврина Т., Коваль Ю. Снег / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина; [послесл. М. Звягиной; фотогр. В. Ускова]. – М.: Дет. лит., 2013. – 64 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги). Маврина Т., Коваль Ю. Стеклянный пруд / Ю. Коваль; худож. Т. Маврина; [послесл. Ю.оваля; фоторг. В. Ускова]. – М.: Дет. лит., 2013. – 32 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги). Маршак С. Бабушкины книжки/ С.Я. Маршак – Москва: АСТ, 2013. – 304 с. Маршак С.Вот какой рассеянны / Художник В. Конашевич. – М., 1988. Маршак С. Детки в клетке / Художник Е. Чарушин. – Л., 1984. Маршак С. Багаж / Художник В. Лебедев. – М., 1987. Маршак С. Сказка о глупом мышонке / Художник В. Лебедев. – М., 1977, 1982. Маршак С. Усатый-полосатый / Художник В. Лебедев. – М., 1984. Марья Моревна. Русская народная сказка. Иллюстрации Т. Мавриной. – Спб.:АМФОРА, 2011. – 40 с. Матофанов В.С. Алексей Федорович Пахомов. – М., 1981.

68. Мир Чарушина / Сост. И.А. Бродский и Н.Е. Чарушин. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – 232 с.

Орлова Е.О. Встреча младших школьников с классическим искусством в иллюстрациях Бориса Дехтерева // Учёные записки Института непрерывного педагогического образования. – Вып. 5: в 2-х кн. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – Кн. 1. С. 211-214. Орлова Е.О. Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст // Вестник Новгородского государственного университета (Серия: Психология. Педагогика. Социология). – 2005. -–№ 31. – С.51-55. Орлова Е.О. Диалог писателя и художника в детской книге: приглашение ребёнка к чтению // Искусство и дети: материалы XV Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Искусство и дети». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – С. 303-307. Орлова Е.О. Иллюстрация – путь к умножению смыслов в прочтении младшими школьниками художественного текста // Учёные записки Института непрерывного педагогического образования. – Вып. 3: в 2-х кн. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. – Кн. 2. – С. 92-94. Паустовский К.Г. Корзина с еловыми шишками: Рассказы и сказки / Вступ. ст. А. Холиков; Художн. Н. Устинов. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2014. – 128 с.: ил. – (Классная классика). Паустовский К.Г. Кот-ворюга / Художник Н. Устинов. – М., 2003. Пахомов А.Ф. Про свою работу в детской книге. – М., 1982. Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. – М., 1972. Петров В.Н. Русская сказка в творчестве Ю.А. Васнецова. Л., 1985. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях / Художник Г. Спирин. – СПб., 1992. Румянцева Л. Сказочный мир Елены Поленовой. // Юный художник, 1983, N 4. Русские сказки в иллюстрациях Николая Устинова. Для младшего школьного возраста. – М., 2004. Снегирев Г. На Командора /. Художник М. Митурич. – М., 1975. Сытин И.Д. Жизнь для книги. – М.: Планета, 1996. – 285 с. Талант – детям!: К столетию со дня рождения Алексея Фёдоровича Пахомова // Детская литература. – 2001. – № 4. Токмакова И. Аля, Кляксич и буквы / Художник В. Чижиков. – М., 1993. Толстой А. Золотой ключик или приключения Буратино. – М., 1984. Толстой В.П. Евгений Михайлович Рачев. – М., 1960. Тырса Николай (1887-1942) Живопись, графика, художественное стекло. Каталог выставки.– СПб., 1992. Тютчев Ф.И. Всё вторит весело громам. Иллюстрации Н. Устинова. – СПб., АМФОРА, 2011. – 48 с. Ушанова Т. Музыка иллюстраций // Библиотека в школе (приложение к газете «Первое сентября»). – 2002. – № 6 (66) – 16-31 марта.– С. 14-18. Холькина . Анималисты – иллюстраторы детской книги // Искусство в школе. – 2005. – № 5. – С. 20-23. Художник Лев Токмаков / Сост. и автор статьи Н.А. Завадская. – М., 1989. Художник и книга: К столетию рождения Татьяны Алексеевны Мавриной // Детская литература. – 2002. – № 5/6. – С. 4-21. Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления / Сост. В.И. Глоцер. – М., 1987.

94. Чарушин Е. Болтливая сорока / Евгений Чарушин. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 48 с.: ил. – (Серия «Школьная библиотека»).

95. Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха. – М: Детская литература, 1978. –16 с.

96. Чарушин Е. Волчишко. – М: Детская литература, 1977. – 16 с.

Чарушин Е.И. Десять книжек для детей. – Л., 1989.

98. Чарушин Е. Медвежата. – М: Детская литература, 1987. – 15 с.

99. Чарушин Е. Почему Тюпа не ловит птиц. – М: Детская литература, 1976. – 21 с.

100. Чарушин Е. Про Томку. – М: Детская литература, 1985. – 15 с.

Чудецкая А. Четыре жизни Татьяны Мавриной // Наше наследие. – 2000. – № 53. С.40-47. Эстерль А. Золотые перья Дракона / А. Эстерль; [переск. Л. Яхтина; худ. А. и О. Дугины; пер. с нем. Т.В. Зборовской]. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 24 с.: ил. – (Шедевры книжной иллюстрации детям!). Яковлев Д. Предпочтение Александра Кошкина // Детская литература. – 1994. – № 3. С. 64-70. Яхтин Л. Площадь картонных часов / Художник В. Чижиков. – М., 1995.

Приложение А

Технологическая карта по предмету «Образовательные возможности иллюстрации деткой книги»

Направление – 050100.62 «Педагогическое образование». Профиль «Начальное образование»

Курс 4 семестр 7

Трудоёмкость дисциплины 50 баллов * 3 ЗЕ =150 баллов

Таблица 1

Недели

Аудиторный контроль теоретических знаний (в баллах)

Работа на практических занятиях (в баллах)

Домашние практические задания (в баллах)

Оценка

по итогам работы

студента в семестре

(в баллах)

Творческий рейтинг

Зачёт

(в баллах)

7-10

1 раздел

11-15

2 раздел

ПР 1 (8 б.), ПР 2 (3 б.)

ДР 1 (6 б.)

ПР 2 (3 б), ПР 3 (6 б.)

ДР 2 (6 б.)

ПР 4 (6 б.), ПР 5 (3 б.)

ДР 3 (6 б.)

ПР 5 (3 б.), ПР 6 (6 б.)

ДР 4 (6 б.), ДР 5 (6 б.)

ПР 7 (7 б.)

1 этап. Рубежная аттестация (не менее 38 баллов из 75 баллов)

0 – 45

0 – 30

15-18

3 раздел

ПР 1 (8 б.)

ПР 1 (7 б.)

ПР 2 (10 б.)

ПР 2 (15 б.); ПР 3 (35 б.)

2 этап. Рубежная аттестация (не 38 баллов из 75 баллов)

0-75

Семестровая аттестация (не менее 75 баллов из 150 баллов)

0-120

0-30

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

(в соответствии с Положением «Об организации учебного процесса по основным

образовательным программам высшего профессионального образования» от 27.09.2011г. № 32):

– пороговый («оценка «удовлетворительно») – 75 – 104 балла;

– стандартный (оценка «хорошо») – 105 – 134 балла;

– эталонный (оценка «отлично») – 135 – 150 баллов.

Разработал преподаватель

______________________Орлова Е.О.

______________________2014 г.


Приложение Б

Контрольные вопросы по дисциплине «Образовательные возможности иллюстрации в детской книге»

Направление 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

Контрольные вопросы

1 Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст.

2 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: дореволюционный период.

3 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: ранний советский период – лебедевская школа.

4 Стилистические направление в иллюстрации детской книги.

5 Выразительные средства ИЗО в иллюстрации детской книги.

6 Возможности эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрацией в детской книге.

7 Психолого-педагогическая диагностика эстетического восприятия иллюстрации младшими школьниками.

8 Образовательные возможности иллюстрации детской книги.

9 Диалог писателя и художника в детской книге.

10 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги: творчество А.Ф. Пахомова, Н.А. Тырсы, В.М. Конашевича.

11 Декоративное направление в творчестве художников Ю.А. Васнецова.

12 Характерные черты декоративного направления в творчестве Т.А. Мавриной.

13 Декоративность в иллюстрациях Л.А. Токмакова.

14 Сказки народов мира в иллюстрациях Н.М. Кочергина.

15 Комическая тема в иллюстрациях А.А. Кокорина к сказкам Г.-Х. Андерсена.

16 Романтический характер сказочных иллюстраций Н.Г. Гольц.

17 Художники-анималисты детской книги: Е.И. и Н.Е. Чарушины, Н.Н. Капустина-Чарушина.

18 Б.А. Диодорова – посол Г.-Х. Андерсена в России.

19 Черты неоромантизма в творчестве Г.К. Спирина, А.А. Кошкина.

20 Особенности иллюстрации научно-познавательной детской книги.


Приложение В

Карта учебно-методического обеспечения

Направление 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

Дисциплина – Образовательные возможности иллюстрации в детской книге

Формы обучения – дневная/ заочная/ заочная сокращенная

Всего часов 108 из них: лекций 18/4/4; практ. зан. 36/8/8; СРС 54/96/96, дифференцированный зачёт.

Для направления – 050100.62 «Педагогическое образование».

Обеспечивающая кафедра – «Педагогика и методика начального образования»,

семестр – 7/ 7, 8/5,6

Таблица 1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое

описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол.стр.)

Вид занятия

Кол.экз.в

библ. НовГУ

(на каф.)

Прим.

1. Орлова Е.О. Образовательные возможности иллюстрации детской книги: учебное пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010. – 56 с.

Лекции

Практические

СРС

Таблица 2 – Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое

описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол.стр.)

Вид занятия

Кол.экз.в

библ. НовГУ

(на каф.)

Прим.

1.Рабочая программа. Автор – Орлова Е.О. 2013

Лекции Практические занятия

СРС

http://www.novsu.ru/

Учебно-методическое обеспечение дисциплины 100 %

Действительно для учебного года 2014/2015

Зав. кафедрой Г.А. Орлова

подпись И.О.Фамилия

«_______» ___________________ 20….. г.

СОГЛАСОВАНО

НБ НовГУ: _________________________________________________________

должность подпись расшифровка

Приложение Г

4 Структура и содержание дисциплины для заочной формы обучения

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации

Таблица 1

Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ)

Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):

аудиторная

- лекции

- практические занятия, в том числе:

внеаудиторная

- внеаудиторная СРС

Аттестация

Дифференцированный зачёт

Дифференцированный зачёт

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 2

Раздел

Семестр

№ недели

Трудоемкость по видам УР, АЧ

Баллы Рейтинга

Рекомендуе-

мые источники

лек

ПЗ

Ауд. СРС

Вне

ауд. СРС

Пороговый

Макси-мальный

Раздел 1 Культурологические и психолого-педагогические характеристики детской иллюстрированной книги

7, 8

1.1 Детская иллюстрированная книга как художественный и учебный текст.

Воплощение в детской иллюстрированной книге идеи синтеза искусств: смысловое, композиционное, стилистическое. Характеристики иллюстрации детской книги, отражающие особенности младшего школьного возраста.

7,8

1, 18, 19, 21, 40, 70

1.2 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: дореволюционный период.

Зарождение иллюстрации детской книги в XIX веке. Издательская деятельность И.Д. Сытина. Эстетические концепции детской книги, предлагаемые художниками «Абрамцевского кружка» (В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова) и художниками «Мира искусства» (И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут).

1, 18, 40, 79, 82

1.3 История становления и развития иллюстрации детской книги в отечественной культуре: ранний советский период – лебедевская школа

Культурно-общественная ситуация в советском государстве и детская книга. Деятельность Ленинградской детской редакции ГИЗа под руководством В.В. Лебедева по созданию концепции детской иллюстрированной книги. События 1936 года в судьбе художника и детской книги в России.

1, 18, 19, 22, 40, 47, 48, 49, 60, 63-65, 76

1.4 Стилистические направление в иллюстрации детской книги.

Лирико-романтическая тенденция: книги о природе (М. Митурич, Н. Устинов); книги на историческую тему (В. Лосин, С. Бордюг), неоромантизм (О. и А. Дугины,), романтизм в творчестве братьев Траугот. Декоративное направление: детская иллюстрация и народное искусство.

1, 3, 6, 8, 11, 12, 17, 28, 33, 34, 40, 50, 73, 74, 80, 81, 88, 102

1.5 Выразительные средства ИЗО в иллюстрации детской книги.

Возможности цветовой выразительности в иллюстрации. Графические средства в создании образов в детской книге. Композиционные приёмы соединения текста и иллюстрации.

0,5

1, 40, 46

1.6 Возможности эстетического развития младшего школьника при работе с иллюстрацией в детской книге.

Понятие эстетического. Эстетическое как идеальное. Развитие эстетические чувств младших школьников при чтении детской иллюстрированной книги на уровне литературного прочтения, на уровне восприятия изобразительного искусства и на уровне воплощения синтеза искусств.

0,5

1, 40, 46, 51

1.7 Психолого-педагогическая диагностика эстетического восприятия иллюстрации младшими школьниками.

Отличие диагностики от контроля. Теоретическое обоснование критериев и показателей эстетического восприятия детской иллюстрированной книги. Возможные формы диагностирования.

0,5

1, 46

1.8 Образовательные возможности иллюстрации детской книги.

Возможности в интеллектуальном и коммуникативном развитии младшего школьника. Область этико-этического развития учащихся.

0,5

1, 40, 46

Раздел 2 Художники-иллюстраторы детской книги

2.1 Художник – соавтор писателя детской книги.

Диалог писателя и художника в детской книге. Мир художника в детской книге: варианты и границы авторского прочтения.

1, 29, 37, 40, 46, 71, 72,86, 93, 104

2.2 Лебедевская школа детской иллюстрированной книги.

Ученики и соратники В.В. Лебедева: творчество А.Ф. Пахомова, Н.А. Тырсы, В.М. Конашевича.

1, 6, 9, 13, 23, 38, 39, 46, 61, 67, 75, 83, 87

2.3 Декоративное направление в творчестве художников иллюстраторов. Характерные черты декоративного направления. Народные мотивы в творчестве Ю.А. Васнецова и Т.А. Мавриной. Декоративность цвета в иллюстрациях Т.А. Мавриной и Л.А. Токмакова

1, 2, 6, 7, 14, 15, 16, 26, 27, 400, 45, 52-59, 66, 77, 84, 91, 92, 101

2.4 Сказочные темы в творчестве художников-иллюстраторов.

Художники-сказочники Н.М. Кочергин, А.А. Кокорин и Н.Г. Гольц – выбор сказок (народных, авторских; отечественных, зарубежных), темы и образы.

1, 4, 30, 31, 35, 36, 40, 43, 89


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Министерство образования и науки Российской Федерации

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Оценка и структура общей экономической ценности
  • По затратам на восстановление
  • Стоимость косвенного использования.
  • Глава 4.9. Экономическая оценка биологических ресурсов Саяно-Шушенского государственного заповедника
  • Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах
  • Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп
  • Эмоциональная, оценочная, экспрессивная и стилистическая составляющие коннотации
  • Влияние управления стоимостью на результаты деятельности