МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Русской ФЕДЕРАЦИИ 4 страничка


.

Читать реферат для студентов

Практическое занятие 13

Тема : Языковая система. Синтаксис.

Цель: способствовать формированию базового понятийного аппарата; способствовать развитию навыков синтаксического анализа.

Основные термины: словосочетания, синтаксические связи, подчинительная связь, сочинительная связь, типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание, предложение, модальность, предикативность, члены предложения.

Организационная форма занятия :семинар.

На семинаре используется развернутая беседа по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; отдельные выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя). На семинаре используется интерактивная доска, на которой представляются схемы, таблицы.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1.Дайте определения понятий «словосочетание», «предложение».Назовите признаки, которые различают эти языковые единицы. Что является универсальным свойством предложения?

2.Дайте определение понятий «управление», «согласование», «примыкание».

3.Назовите основы классификации предложений в русском языке, в другом иностранном языке.

4.Сравните разные определения предложения. В чем они совпадают, а в чем различаются?

«Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления» (А.А. Шахматов).

«Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли» (В. В. Виноградов).

«Простое предложение – это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой – минимальная структурная схема с принадлежащей ей системой собственно грамматических времен и наклонений» (Грамматика - 70).

5. Что такое парадигма предложения? Приведите примеры парадигмы двухсоставных предложений и односоставных.

6.Определите грамматические и семантические различия простых и сложных предложений. Назовите спорные конструкции.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к 1,2,3 вопросам темы студенты должны усвоить дефиниции основных терминов по разделу "Синтаксис". Для этого студенты используют словари лингвистических терминов: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е, исп. и доп. – М., 1985г. ;Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1990г; а также интернет-ресурсы. Студентами составляется учебный словарь лингвистических терминов. При изучении данной темы студенты должны обратить внимание на основные свойства предложения.

При подготовке к 4 вопросу студенты используют материал книги В.В.Виноградова «Русский язык.Грамматическое учение о слове » , а также соответствующий раздел «Грамматики -70» .

Подготовка к 5,6 вопросам предполагает помимо чтения соответствующих разделов учебников выполнение комплекса практических заданий. При выполнении практических заданий по теме используется сборник упражнений ( Л.Р. Зиндер. "Введение в языкознание: Сборник задач".- Москва: Высшая школа" 1998г.).



Рекомендуемая литература

Основная .

1.Т. И. Вендина «Введение в языкознание» (Учебное пособие для педагогических вузов «Высшая школа», Москва 2006г.)

2.А. А. Реформатский «Введение в языкознание» (5-е издание, Аспект-Пресс Москва 2007г.)

Дополнительная :

1. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: Уч. пособие. - Москва.: Физматлит, 2000 г.

Интернет-ресурсы

HYPERLINK "http://www.ldc.upenn.edu/" \t "_blank" http://www.ldc.upenn.edu/ Linguistic Data Consortium: лингвистический сайт университета Пенсильвании
HYPERLINK "http://orlapubs.org/ORLAPTJBS-L/L81.html" \t "_blank" http://orlapubs.org/ORLAPTJBS-L/L81.html электронные учебные материалы по отдельным вопросам лингвистики и грамматики
HYPERLINK "http://www.sciencedirect.com/science/referenceworks/0080430767" \t "_blank" http://www.sciencedirect.com/science/referenceworks/0080430767 международная энциклопедия по социальным наукам (International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences)

Задания для развития и контроля владения компетенциями.

1.Определите, как выражается предикативность в следующих предложениях.

«Все только начато, ничто не закончено. Только отложено на время» (В. Панова).

«Очень скучно вот так сидеть и дожидаться, поневоле начнешь смотреть по сторонам» (А. Рекемчук).

«Приятно смотреть на красивую женщину. Особенно если целый год не видал ни одной красивой женщины» (А. Рекемчук).

«Иной, пожалуй, это-то и осудил в ней» (И. Тургенев).

«Что за вздор? Что конфузиться? Она мать – ну и права» (И. Тургенев).

2.Укажите признаки, характеризующие каждый второстепенный член предложения с точки зрения его значения, характера зависимости в предложении ,обязательности или факультативности.

Практическое занятие 14

Тема : Графика. Орфография.

Цель: способствовать развитию лингвистического кругозора студентов.

Загрузка...

Основные термины: графика, орфография, транскрипция, транслитерация, алфавит, буква, идеографический (символический, дифференцирующий) принцип, исторический принцип, морфологический, фонетический принцип.

Организационная форма занятия :семинар по принципу «круглого стола».

На таком семинаре осуществляется сотрудничество между студентами, каждый студент принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. На семинаре используются видео-презентации, где представлены слайды.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. В чем проявляется слоговой принцип русской графики? Что дает знание основ графики для выяснения фонетического и морфологического состава слова?

2. Как обозначаются гласные звуки в известных вам языках?Как обозначаются согласные звуки на письме в известных вам языках? Укажите основные случаи несоответствия между буквами и звуками русского языка и известного вам иностранного языка.

3. Что такое орфография и как она соотносится с графикой? Назовите основные принципы орфографии. В чем сущность морфологического принципа русской орфографии?

4. Укажите основные функции прописных букв в русском и немецком языке.

Методические рекомендации

При подготовке к 1,2 вопросам студенты изучают названную тему в учебнике А.А.Реформатского «Введение в языковедение». В процессе подготовки темы студенты должны усвоить новые термины и понятия.

В процессе подготовки к 3,4 вопросам студенты изучают соответствующую тему в учебниках по «Введению в языкознание», а также дополнительную литературу ( Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. - М.: "Просвещение", 1976).

Рекомендуемая литература

Основная :

1.Т. И. Вендина «Введение в языкознание» (Учебное пособие для педагогических вузов «Высшая школа», Москва 2006г.)

2.А. А. Реформатский «Введение в языкознание» (5-е издание, Аспект-Пресс Москва 2007г.)

Дополнительная:

1. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. - М.: "Просвещение", 1976.

Интернет-ресурсы

HYPERLINK "http://www.cal.org/ericcll/faqs/RGOs/linguistics.html" \t "_blank" http://www.cal.org/ericcll/faqs/RGOs/linguistics.html сайт Центра прикладной лингвистики (the ERIC Clearinghouse on Languages and Lingu-stics, the Center for Applied Linguistics). Предоставляет материалы для изучающих иностранные языки и теорию языка
HYPERLINK "http://www.cal.org/ericcll/digest/cal00001.html" \t "_blank" http://www.cal.org/ericcll/digest/cal00001.html дайджест общих вопросов лингвистики (ERIC/CLL)
HYPERLINK "http://www.lingnet.org/" \t "_blank" http://www.lingnet.org/ LingNet BBS и другие ресурсы в области лингвистики/изучения языков (Defense Language Institute Foreign Language Center)
HYPERLINK "http://www.ldc.upenn.edu/" \t "_blank" http://www.ldc.upenn.edu/ Linguistic Data Consortium: лингвистический сайт университета Пенсильвании
HYPERLINK "http://orlapubs.org/ORLAPTJBS-L/L81.html" \t "_blank" http://orlapubs.org/ORLAPTJBS-L/L81.html электронные учебные материалы по

отдельным вопросам лингвистики и грамматики

Задания для развития и контроля владения компетенциями.

1. Укажите в следующем тексте слова, написание которых определяется морфологическим принципом.

«Надо писать грамотно. Это социально совершенно необходимо вытекает из очень простых вещей: это, так сказать, мысль о других, потому что безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге, так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа» (Л.В.Щерба).

2. Охарактеризуйте сущность фонетических написаний и укажите случаи их применения.

3. Из следующего текста выделите слова с историко-традиционным написанием.

Положительная роль исторического принципа, которая совершенно очевидно выступает в английском языке, состоит в том, что он соединяет современное с прошлым, поддерживает единство литературы, а, следовательно, и культуры. Если бы англичане стали писать сейчас фонетически, то они абсолютно не смогли бы читать, например Шекспира без специальной фонологической выучки. Поэтому вполне понятно, что народы с блестящим культурным прошлым и актуальной еще литературой в этом прошлом придерживаются исторического принципа в написании.

В каких известных вам языках исторический принцип написания играет ведущую роль?

4.Приведите примеры идеографического (символического или дифференцирующего) написания.

Темы рефератов:

Значение письма в истории общества

Латиница и алфавиты на латинской основе

Кириллица и алфавиты на кирилловской основе.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Когда тебе двадцать ты не задумываешься ни о чем. Не думаешь, о том, что делаешь. Не думаешь над тем, что живешь одним днем. Не задумываешься о том, как коротка жизнь, или что ты творишь, причиняя 7 страница
  • Константину Петровичу Пятницкому 2 страница
  • Когда тебе двадцать ты не задумываешься ни о чем. Не думаешь, о том, что делаешь. Не думаешь над тем, что живешь одним днем. Не задумываешься о том, как коротка жизнь, или что ты творишь, причиняя 11 страница
  • СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЇ РОБОТИ
  • Когда тебе двадцать ты не задумываешься ни о чем. Не думаешь, о том, что делаешь. Не думаешь над тем, что живешь одним днем. Не задумываешься о том, как коротка жизнь, или что ты творишь, причиняя 5 страница
  • Структура та принципи організації оборонної економіки
  • Приложение 1. Негосударственное образовательное учреждение
  • Коммерческое предложение