Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства. Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую базу современного декоративно-прикладного искусства.


.

Читать реферат для студентов

Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.

Художественно-предметный мир, формировавшийся в глубинах этнической истории, источник, который должен рассматриваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семантики, обряда, ритуала и мировоззрения.

Образы народного искусства близки и понятны, они воспринимаются, переживаются, как нечто родное, за каждым произведением стоит родовая память, преемственность творчества поколений народных мастеров. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как постоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт.

Произведение народного художественного творчества - как органичное слияние духовного и материального, есть отражение мира, мировоззрения. Это и составляющая быта, выполняющая утилитарную функцию, и средоточие бесконечной множественности смыслов. Являясь выражением сознания в конкретно-чувственной форме, искусство - воспроизведение среды, которой оно рождено.

Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных.

Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (VIII вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из дерева не используется, ее функции перенесены на изделия из других материалов (бронза, серебро).

Рассматриваемая в данной работе самобытная, оригинальная и самостоятельная область народного творчества - посуда из дерева является наиболее характерным образцом, сохранившим неповторимое своеобразие и специфические черты якутской культуры. Проблема изучения народного искусства особо значима для понимания основ традиционной культуры. Восстановление, сохранение и использование художественных традиций остается актуальной задачей наших дней, т.к. является источником для творчества современных мастеров.

Степень разработанности темы. В России научное изучение народного искусства ремесел, определение видов его бытования началось в конце XIX - начале XX вв. (П.Г. Истомин, B.C. Воронов, А.И. Некрасов). В советское время постепенно расширяются и углубляются исследования по художественной культуре, декоративно-прикладному искусству разных народов, В середине XX века проблемы теории и истории народного искусства разрабатываются в трудах П.Г. Богатырева, А.Б.Салтыкова, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, А.С. Канцедикаса. Искусству резьбы по дереву посвящены работы К. Просвиркиной, В.М. Василенко, А.К.Чекалова и др.

Среди письменных источников, непосредственно относящихся к ремеслу изготовления деревянной утвари якутов, значительна историко-этнографическая литература. Сведения о духовной и материальной культуре, бытовом укладе якутов мы находим в работах исследователей XVIII в., участников второй Камчатской экспедиции (И.Г. Гмелина, Я.И. Линденау). Якутские ремесла, изготовление различной утвари, выделка деревянной посуды рассматриваются в освещаются в трудах А.Ф. Миддендорфа, Р.К.Маака. Интенсивность этнографического изучения Якутии возрастает во второй половине XIX века. Исследования данного периода связаны с именами Э.К. Пекарского, В.Л. Серошевского, В.В. Ливадина и др. Начало прочного разностороннего научного изучения материальной культуры якутов положено Сибиряковской экспедицией ВСОИРГО (1894-1896 гг.). Один из участников данной экспедиции, В.В. Ливадии, посвятил свое исследование изучению кустарных ремесел.



Археологические экспедиции, организованные в 1930-х годах Якутским областным краеведческим музеем им. Е. Ярославского (ЯГОМИ КНС), этнографические экспедиции (НИИЯК), публикация материалов по истории, фольклору внесли огромный вклад в изучение якутской культуры. Ценными источниками этого периода являются работы М.М. Носова (1936-1948 гг.), художникаэтнографа, оставившего обширный иллюстративный материал.

Используя археологические и музейные материалы, исследователь по оригинальным образцам составил альбомы — атласы (акварельные рисунки), состоящие из пяти разделов по материальной культуре и прикладному искусству якутов XVII-XIX веков, в том числе и по деревянным изделиям. Якутская культура XVIII века освещается в работе И.В. Константинова, в ней деревянной посуде посвящен отдельный раздел. Монография А.И. Гоголева, содержит обширный археологический материал, значительно обогативший представления о материальной культуре якутов XVI - XVIII веков.

Исследователями якутского орнаментального искусства отмечено многообразие форм и сложность его развития (С.В.Иванов, А.И. Гоголев, Т.П. Тишина). Орнаментальные и изобразительные традиции якутов излагаются в фундаментальном обобщающем исследовании С В . Иванова. Работы С В . Иванова отличаются глубиной охвата, оставаясь самым всесторонним, широким исследованием орнаментального наследия народов Сибири. Его труды построены на музейных коллекциях XIX первой четверти XX вв.

Специально изучению якутского орнамента, как элемента изобразительной культуры, посвящены многочисленные статьи Т.П. Тишиной. Представляют научный интерес иллюстрированные альбомы якутских орнаментов, составленные народным мастером Б.Ф. Неустроевым, собранные им орнаментальные мотивы систематизированы по типологическому принципу.

Загрузка...

Важным событием для изучения народного искусства стал выход в свет монографии И.А. Потапова «Якутская народная резьба по дереву». Работа стала примером совершенно нового, комплексного изучения данной темы. Обобщающий труд содержит ценный материал о видах деревянных предметов в быту якутов, хронологически охватывает длительный период XVI1-XX вв. На обширном сравнительном материале, путем стилистического анализа, автор раскрывает эволюцию видов деревянной посуды, утвари, игрушек, всесторонне анализирует формы изделий, составляет типологию, принципы декорирования, виды резьбы н технику изготовления, дает классификацию чоронов.

Видам якутского декоративно-прикладного искусства, вопросам художественных стилевых характеристик посвящены отдельные статьи искусствоведов И.А. Потапова, В.Х. Иванова, З.И. Ивановой-Унаровой, Р.С. Гаврильевой и др. Публикация в последние годы содержательных монографий по декоративноприкладному искусству (Гаврильевой Р.С. по традиционной одежде народа Саха, В.Х. Иванова о взаимовлиянии декоративно прикладного искусства народов Северо-Востока Сибири, А.И. Саввинова о традиционных ювелирных украшениях якутов), значительно обогатили научную базу историко-этнографических, культурологических, искусствоведческих исследований. Особый интерес представляют работы по семантике традиционного искусства якутов (Р.С. Гаврильева, Л.Л, Габышева, Е.Н. Романова и ДР-)Объект исследования: якутская традиционная деревянная посуда XVIII-XIX веков в коллекциях народного и декоративноприкладного искусства Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: художественное своеобразие якутской деревянной посуды, эволюция стиля ритуального кумысного сосуда чорона XVIII-XIX вв.

Цель работы - изучение художественных особенностей изучение художественных особенностей традиционной деревянной посуды и кумысного сосуда чорона как центрального элемента якутской деревянной посуды Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: проанализировать истоки возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды; охарактеризовать якутскую деревянную посуду, уточнить ее классификацию; провести сравнительный анализ образцов кумысных сосудов XVIII и XIX вв; изучить орнаментальный комплекс кумысных сосудов чоронов XVIII - XIX вв; на основе анализа форм и орнамента чоронов атрибутировать ряд образцов из коллекций ЯГОМКНС и НХМ PC (Я) Эмпирическую базу исследования составили коллекции деревянной посуды - кытыйа (чаши), чороны (кумысные сосуды), кенкелей (воронки), хамнатар (мутовки), усаайах (кумысные ковши), матаарчах (сосуды для молочных продуктов), кэриэн ымыйа (круговые кумысные сосуды) и маллаах исит (коробки для хранения мелких принадлежностей), хранящиеся в собраниях Якутского Государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера PC (Я) им. Е. Ярославского и Национального художественного музея PC (Я).

Методология исследования основывается на фундаментальных трудах историков и теоретиков народного искусства (В.М. Василенко, М.А. Некрасова, И.А. Потапов и др.)» археологов и этнографов (А.П. Окладников, А,И. Гоголев, и др.)> исследователей мифа и символа (К. Леви - Стросс, В.Н, Топоров, М. Элиаде и др.)Основной метод настоящей работы заключается в описании, сравнительном анализе различных типов источников, из смежных областей научного знания, таких как искусствоведение, археология, этнография, история. Тема исследования обусловливает необходимость использования междисциплинарного подхода, так как предметы народного творчества являются, с одной стороны памятниками материальной культуры, а с другой как любое художественное произведение отражают мировоззрение своих создателей, являясь специфическими носителями идеологической информации. В работе применяются общенаучные методы анализа, сравнения, базовые методы искусствоведческого анализа, семиотический метод.

Научная новизна исследования заключается в анализе истоков возникновения художественной традиции создания якутской деревянной посуды; в общей характеристике якутской деревянной посуды и уточнении ее классификации; в осуществлении сравнительного анализа образцов кумысных сосудов XVIII - XIX веков; в исследовании орнаментики кумысных сосудов; во введении в научный оборот ранее не опубликованных памятников из коллекций крупнейших республиканских музеев ЯГОМИКНС, НХМ PC (Я); Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем искусствоведческом анализе наследия народного творчества якутов, в музейной практике, в работе по учету и хранению памятников. Материалы исследования могут быть использованы в курсе лекций «Якутское народное искусство» в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства Апробация работы: основные положения и результаты проведенного исследования отражены в докладах на II международной научно-практической конференции «Диалог: музей и общество» посвященной 75-летию Национального художественного музея PC (Я) (Якутск, 2003); В Форуме научной молодежи (Якутск, 2003), и II международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004), а также в 4 публикациях общим объемом 1,5 п. л.

Основные положения, выносимые на защиту: > Традиции и особенности изготовления деревянной посуды уходят корнями в раннекочевнический пласт формирования якутской культуры и связаны с традициями тюркоязычных народов Южной Сибири. > Формы деревянной посуды обладают устойчивостью и служат материалом для реконструкции этногенеза якутской культуры. > Изменения форм кумысного сосуда свидетельствуют об изменениях, происходящих в якутской культуре в целом.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, библиографии и приложения (иллюстраций).

Заключение:

Подводя итоги нашего исследования можно подойти к определенным выводам. Художественно - предметный мир каждой культуры имеет особый статус, в нем объективизируются и принимают вещную форму труд, усилия, мастерство, ценности времени, аккумулируются традиции. Художественные традиции создания деревянной посуды якутов уходят корнями в древнейший пласт сложения якутской культуры, которая характеризуется многокомпонентностью. Утилитарное искусство, формировавшееся в глубинах этнической истории синкретично, бифункционально, представляет собой органичное слияние материального и духовного.

Интерпретация древнего изобразительного искусства, народного творчества в мифологическом аспекте представляется перспективным направлением т.к. соединяя миф и вещь можно «оживить» и «ощутить» утраченное со временем существовавшее единство. Семантическая интерпретация произведений народного искусства помогает раскрыть функциональную и социальную значимость предметов и рассматривать их как элементы особого языка.

• Формы и семантикофункциональные характеристики деревянной посуды якутов, особенно ее ритуальных видов, имеют непосредственную связь с традициями создания деревянной посуды скотоводческих культур. В XVIII веке в облике деревянной посуды сохраняются выраженные архаичные элементы.

• Якутская посуда из дерева, имея аналогии среди других тюрко-монгольских народов, по своим конструктивным особенностям и характеру создания, возможно, сохранила древнейшие формы, облик и значение утерянное со временем у других народов. Это в свою очередь, может объясняться особенностями сложения и формирования якутского этноса, находившегося в условиях обособленности и некоторой изоляции от тюркского культурного ареала.

Кумысный сосуд чорон - многозначный символ, связанный с ключевыми понятиями жизни якутов. Это и сакральный сосуд, пространственное воплощение мифологической картины мира, и произведение искусства, отразившее философию и эстетический вкус народа. Его пространственное воплощение, несмотря на трансформацию во времени, все же устойчиво сохраняется, свидетельствуя о некой заданной первичной форме, архетипе. Кумысные сосуды XVIII века выделяются среди всех образцов своей формой. Гармония пропорций достигается соотношением частей и целого, орнамент подчеркивает вертикальное строение сосуда, сохраняя свое структурное, конструктивное значение. На рубеже XVIII — XIX вв. формируется классическая форма кумысного сосуда. К началу XX века происходит изменение форм и семантико-функциональных характеристик. Чорон, обладая свойствами особо значимых и символических предметов, выступает как атрибутивный фактор, свидетельствующий о новом качественном этапе в якутской культуре.

На примере кумысного сосуда можно наблюдать одну из закономерностей движения искусства -
последовательный переход утилитарности в эстетические качества, когда выработанные идеальные пространственные формы переживают функцию предмета, в этом заключается исторический смысл декоративно-прикладного искусства. Творческое переосмысление форм можно наблюдать в произведениях современных мастеров, воплошающих излюбленные формы деревянной посуды в различных материалах: фаянсе, фарфоре.

• В качестве характерной особенности якутской посуды можно отметить трансформацию формы трехногих сосудов (переход триподных форм древнеякутской
керамики). Данная конструктивная форма связана с сосудами раннего бронзового и железного веков, с традициями синхронных культур Забайкалья, Южной Сибири, Китая.

В целом комплектование коллекций происходило в соответствии с профилем музеев. В художественный музей попадали предметы с высоким уровнем художественных достоинств и технического мастерства. Нерешенной остается проблема выявления локальных особенностей деревянной посуды якутов, заключающаяся в недостаточной освещенности вопросов происхождения, фиксации поступления предметов.

Коллекциями деревянной посуды и утвари обладают многие собрания отечественных и зарубежных музеев (ГМЭ, МАЭ, ГИМ, АМЕИ г. Нью-Йорк, музеи Германии и др.). Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение и систематизацию данного обширного материала.

Глоссарий
1. Уунээйи ойуу, от -мае ойуу - растительный орнамент;
2. Yc атахтаах кытыйа - кытыйа на трех ножках;
3. Yc атахтаах чорон — трехногий чорон;
4. Аан Алахчын Хотун - богиня Земли и плодородия, живущая в дереве Улуу Аар Кудук мае или Аал Кудук мае
5. Аар Айыы Тойон - в якутской мифологии верховное божество;
6. Айгыр силик прекрасный жеребец в расцвете сил, образу которого уподобляется Вселенная;
7. Балхах — чорон на трех ножках, близкий по форме к чаше кытыйа;
8. Бараан муоНа ойуу - орнамент в виде «бараньих рогов»; Р. Божеетеа Айыы — в якутской мифологии небесные божества, олицетворение добрых сил, покровительствующих человеку;
10. Быа дъураа ойуу - линейный орнамент;
11. Илим xapaSa - орнаментальный ряд на основе сетчатого орнамента;
12. Кенкелей - кумысная воронка, вставляемая вместе с мутовкой хаманатар в устье кожаного мешка еимир;
13. Кун ойуу - букв, «солнце - узор», солярные орнаменты;
14. Кытах — широкая долбленая чаша на низком поддоне;
15. Кытыйа - (малая кытыйа)долбленая чаш небольших размеров;
16. Кэкююр ойуу - лировидный орнамент;
17. Кэриэн ымыйа - кумысный сосуд с плоским вставным дном, пускаемый по кругу сидящих;
18. Маллаах uhum - короб для хранения мелких принадлежностей;
19. Матаарчах - небольшой сосуд для хранения молочных продуктов, в виде усеченного конуса с плоским вставным дном;
20. Олонхо — якутский героический эпос;
21. Охторуу, тыал ойуу - орнамент, состоящий из параллельных косых (наклонных) линий, или шнуровидный орнамент;
22. Сарбыннъях ойуу, биэ эмийэ - вариации арочного орнамента;
23. Сибэккии ойуу - цветочный орнамент;
24. Симир — кожаный сосуд для кумыса;
25. Сири — uhum — большой кожаный сосуд для кумыса;
26. Сурэх ойуу - сердцеобразный орнамент;
27. Сэргэ - коновязь выступающая символом мирового Древа;
28. Таналай ойуу - орнамент в виде неба, или елочный орнамент;
29. Улуу Аар Кудук мае или Аал Кудук мае — в якутской мифологии Древо изобилия, соединяющее вертикальную и горизонтальную структуры мира;
30. Уордаах - Дьэсэгэй, Кун Дьэсэгэй Тойон - божество конного скота, связанный с культом Солнца;
31. Ураса ойуу - орнамент состоящий из ряда треугольников;
32. Усаайах - ковш для разливания кумыса с длинной дугообразной рукоятью;
33. ХабарЗа ойуу, от ойуу, тараах ойуу - гребенчатый орнамент, состоящий из вертикальных параллельных линий;
34. Хамнатар - мутовка для сбивания кумыса;
35. Чаркасскай ойуу - орнамент, состоящий из вертикальных глубоких желобков;
36. Чорон - ритуальный кумысный сосуд;
37. Чорон айах - ритуальный кумысный сосуд крупных размеров;
38. Ынах ойуу - букв, «корова-узор», орнаментальные мотивы близкие к сердцеобразному орнаменту;
39. Ысыах — летний праздник, проводившийся в пору летнего молочного изобилия. Праздновался в честь обновления природы, светлых божеств Айыы.

40. Ибир хамыйах - ритуальная ложка для кропления кумысом и для гадания;
41. Элляй — первопредок саха, которому принадлежит создание культурных благ, первый праздник Ысыах связывается с именем Элляя;
42. Эрбэлдьин ойуулар - вариации завитков;
43. Эт хоторор uhum - {тэриэлкэ) блюдо на высоком поддоне или ножках; Список сокращений ВСОИРГО - Восточно-Сибирский отдел Императорского Русского Географического общества ЯИЯЛИ - Институт языка, литературы и истории НХМ PC (Я) - Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ЯНЦ СО РАН - Якутский научный Центр Сибирского отделения Российской Академии Наук ЯГОМИ и КНС им. Е. Ярославского - Якутский объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского ЯГУ - Якутский государственный университет алт. - алтайский язык тюрк. - тюркский язык каз. — казахский язык хак. - хакасский язык як. — якутский язык

Национальный костюм народов Республики Саха

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода.

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде.

Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии. Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай» с «файборой» (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия.

Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий радужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

Просмотров: 1430

Источник: История костюма

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей -через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии. Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай» с «файборой» (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия. Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий ровдужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

Народная память, этот чистый родник, зов наших предков -сохранила традиции национального костюма. Она подпитывает современных мастеров новыми идеями и замыслами.

Здесь представлены старинные предметы одежды и фотоматериалы из собрания Музея этнографии (МЭ) и Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого (МАЭ) г. Санкт-Петербурга, Якутского Государственного Объединенного Музея истории и культуры народов Севера им. Е.Ярославского (ЯГМ), Чурапчинского музея (ЧМ), а также современные модели национального костюма, созданные в Научно-производственном предприятии «Хотугу Такас» («Одежда Севера») г.Якутска.

Якутские художники

Афанасия Мунхалова

Афанасий Петрович Мунхалов –один из основателей якутской графической школы, создатель произведений, ставших классикой изобразительного искусства Якутии.

известного якутского художника Тимофея Степанова 1 известный художник РС(Я)

известного якутского художника Афанасия Осипова

Иннокентии Ивановиче Сивцеве Чурапчинский улус

Русские Художники

Айвазовский

Брюллов

Боровиковский

Виктор Васнецов

Верещагин

Васильев

Иванов

Корзухин

Крамской

Левитан

Марков

Левицкий

Нестеров

Перов

Поленов

Репин

Суриков

Тропинин

Федотов

Семирадский

Шишкин

Известные Европейские художники


Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Електронні торги
  • Участь України у світових інтеграційних процесах
  • Особливості регіональної інтеграції в країнах Африки
  • Інформаційне моделювання
  • Віртуальна корпорація” як новий спосіб організації партнерства у веденні бізнесу
  • Составление описей дел
  • ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
  • Поражающие факторы техногенных чрезвычайных ситуаций и средства защиты от них. 3 страница