Строение, связи и функции Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Строение, связи и функции


.

К базальным, подкорковым ядрам относятся:

полосатое тело (corpus striatum),

ограда

миндалевидное тело («миндалина»).

Полосатое тело(corpus striatum) состоит из двух образований: хвостатого ядра и чечевицеобразного ядра. Серое вещество хвостатого и чечевицеобразного ядер чередуется с прослойками белого вещества, что и обусловило общее название этой группы подкорковых ядер — полосатое тело.

Рис. 4. Схема строения базальных ядер

Хвостатое ядро имеет головку, образующую латеральную стенку переднего рога бокового желудочка, тело, лежащее под теменной долей, и хвост, участвующий в образовании крыши нижнего рога бокового желудочка. Медиальная поверхность хвоста прилегает к верхнелатеральной поверхности таламуса.

Предполагается, что хвостатое ядро участвует в регуляции активности мозга и регуляции некоторых видов движений; у человека при поражении хвостатого ядра также наблюдаются расстройства памяти.

Чечевицеобразное ядро состоит из более темной латеральной части — скорлупы и более светлой медиальной части — бледного шара. Обе ча­сти разделены между собой полосками белого вещества. Скорлупа соединя­ется с хвостатым ядром тонкими тяжами серого вещества, располагающими­ся между пучками волокон внутренней капсулы.

Эта система управляет сложно координированными автоматизированными движениями организма, контролирует и поддержива­ет тонус скелетных мышц, а также является высшим центром регуляции такихвегетативных функций, как теплопродукция и углеводный обмен в мус­кулатуре тела. При повреждениях скорлупы и бледного шара могут наблю­даться медленные стереотипные движения (атетоз).

Со стркатумом и паллидумом функционально и анатомически тесно свя­зано черное вещество среднего мозга. При дегенерации путей от черной суб­станции к стриатуму развивается паркинсонизм, для которого характерен сильный тремор (дрожание) конечностей и головы и трудности в управлении движениями вследствие нарушения регуляции мышечного тонуса со сторо­ны стрио-паллидарной системы.

Ограда— это вертикальная пластинка серого вещества, нижняя часть ко­торой продолжается в вещество передней продырявленной пластинки на основании мозга. Ограда расположена латеральнее чечевицеобразного ядра и отделена от него наружной капсулой мозга. От коры извилин островка ограду отделяет тонкий слой белого вещества внешней капсулы мозга. Ограда являет­ся наиболее новым в филогенетическом отношении образованием среди базальных ядер и имеет многочисленные связи с корой больших полу­шарий.

Функции ограды мало изучены. Предполагается, что ограда, совместно с полосатым телом, принимает участие в организации движения (в т.ч. речевой моторики), в обеспечении вегетативных реакций, а также отвечает за ориентацию в пространстве.

Миндалевидное тело залегает в белом веществе передней части височной доли полушария, на 1,5–2 см кзади от её височного полюса.

Базальные ядра отделяются друг от друга прослойками белого вещества: внутренней, наружной и внешней капсулами.

Волокна, проходя­щие ростральнее, образуют переднюю ножку внутренней капсулы, а каудальнее — заднюю ножку, соединенную с передней ножкой коленом. В передней ножке проходят корково-таламические волокна, а также волок­на от лобной доли к собственным ядрам моста (и далее к мозжечку). В за­дней ножке волокна идут к коре большого мозга от органов чувств и таламуса. Здесь же идут нисходящие волокна в составе корково-спинномозговых путей, а также от теменной, височной и затылочной долей к собственным ядрам моста. Через колено внутренней капсулы следуют волокна корковоядерного пути.



В этих капсулах проходит большое число волокон, соединяющих ограду с различными зонами коры больших полушарий.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Строение, связи и функции

5 stars - based on 220 reviews 5
  • На какой урок заменяется
  • Корреляционная матрица по Спирману (1 группа)
  • Карагандинский государственный медицинский университет
  • Медицина в средневековой Европе
  • Коррекционно-развивающие задачи.
  • Коррекционно-развивающие задачи.
  • Кировская государственная медицинская академия
  • Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, практические навыки студента 4 курса по специальности «общая медицина» по измерению артериального давления и артериального пульса в соответствии с