Особенности правового положения в Др. Индии Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Особенности правового положения в Др. Индии


.

Читать реферат для студентов

. Особенности конституции Индии
Конституция Индии — самая объемная конституция в мире. С уче­том последующих изменений она включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя его, другие прилагаются к ней (есть очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к Консти­туции США).

Конституция Индии со­держит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения Конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов поли­тики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфи­ческих условиях Индии, с учетом верований населения, они приобре­тают важное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам обществен­ного и государственного строя, правового статуса личности.[1]

В доктрине и практике Верховного суда Индии Конституция рас­сматривается как документ, состоящий из двух частей, разных по сво­ему значению (эти части структурно не обособлены, они выделяются аналитически). Это «основные черты (свойства) Конституции», кото­рые считаются неизменяемыми (сюда относятся, в частности, нормы об основных правах граждан и руководящих принципах политики го­сударства), а также остальные положения Конституции, которые изме­няются в установленном порядке. Теория неизменяемых основных черт и структуры Конституции позволяет приспосабливать ее к новым условиям при сохранении ее «каркаса», принципиальных положений.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отне­сены:

1) Закрепление народного и государственного суверенитета, завое­ванного в результате антиколониального движения. Правящий «поли­тический класс» сохраняет прогрессивные тенденции во внутренней и (в меньшей степени) во внешней политике, проводит реформы, облег­чающие жизнь широких масс. По существующим в политологии клас­сификациям в Индии действует соревновательная политическая сис­тема (но не социопримирительная), хотя и со значительными элементами командно-административного вмешательства со стороны государства, существует особая разновидность демократического режима — либеральный политический режим.

2) Отрицательное отношение к социальному неравенству. В разделе Конституции о руководящих принципах политики государства или в вытекающих из них положениях говорится о праве на доста­точные средства к существованию, праве на защиту от экономиче­ской эксплуатации, праве на прожиточный минимум и др. Консти­туция говорит о цели государства обеспечить такой социальный по­рядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресур­сов, о предотвращении концентрации богатств и средств производ­ства. Однако половина населения страны живет за чертой бедности
(очень низкой по индийским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых землевладельцев — сосредоточено более полови­ны всей земли.

Нужно, однако, учесть, что названные выше положения сформу­лированы как руководящие принципы, имеющие ориентирующий ха­рактер для деятельности государственных органов: они не подлежат принудительному судебному исполнению, не относятся к основным правам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В послед­ние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положе­ния о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.



3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохра­няющегося большого разрыва в уровне развития различных этниче­ских групп.

4) Закрепление принципа смешанной экономики, где государствен­ный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия Конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших со­державшиеся в Конституции положения о праве собственности: оно было отнесено к основным правам. Парламент в противоборстве с Верховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исклю­чил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть Конститу­ции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики стра­ны, хотя доминирование частного сектора никто и не пытался по­колебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государственным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упразднение крупных монополий, действует специальное антимонопольное законодательство, но около 130 круп­ных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с Конституцией в Индии действует государственное планирование, принимаются пятилетние планы (дей­ствует девятый).

5) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституцион­ного права.

6) Политика поддержания всеобщего мира и международной безо­пасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы (Индия имеет ядерное оружие, как и ее сосед Пакистан, с которым она часто находится в противостоя­нии).

Загрузка...

По форме правления Индия парламентарная республика, по фор­ме политико-территориального устройства — централизованная феде­рация с учетом языкового признака, страна с демократическим госу­дарственным режимом.

Конституция предусматривает комбини­рованную систему принятия поправок. Поправки к большинству ста­тей принимаются Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в лю­бую из двух палат (на деле поправки, как правило, предлагаются пра­вительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствую­щих), он передается Президенту, который должен подписать и опубли­ковать закон. Многие поправки принимаются по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые считаются наиболее значимыми, приме­няется усложненный порядок: после принятия, но до передачи по­правки на подпись Президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, мест­ных парламентов) штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст Конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные по­правки (некоторые из них насчитывают множество страниц) прилага­ются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как прило­жение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20, всего было произведено около 500 различных изменений текста. Изменения, внесенные в Конститу­цию, перестроили федеративную структуру государства, впервые включили положения о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в Конституцию определение Индии как социалистического государства (42-я поправка, 1975 г.) и т.д.

Хотя в штатах Индии нет своих кон­ституций, конституционный контроль осуществляет не только Верхов­ный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов, но только по вопросам о правах личности (местные суды решений о не­конституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии. В Индии применяется последующий кон­ституционный контроль (как в США) в связи с конкретным делом, но при нарушении основных прав можно обращаться с иском в Верхов­ный суд непосредственно. Верховный суд состоит из главного судьи и 17 судей (с 1977 г.), назначаемых Президентом после консультаций с Премьер-министром, министрами и другими лицами. Судьей Верхов­ного суда может быть гражданин, состоявший не менее 10 лет адвока­том при высоком суде штата или при других судах (двух и более). Судьи остаются в должности до достижения ими 65-летнего возраста. Дос­рочно судья может быть смещен только в том случае, если каждая пала­та Парламента в присутствии абсолютного большинства состава и большинством в 2/3 присутствующих признает судью недееспособным или обвинит в недостойном поведении.

Верховный суд имеет право толковать Конституцию (ст. 132). «Право, сформулированное Верховным судом, является обязательным для всех судов на территории Индии» (ст. 141). Осуществляя конститу­ционный контроль, он может признать федеральные законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т.е. фактически аннулировать их действие. На практике Верховный суд принимал как решения, тормозящие проведение прогрессивных преобразований (объявил неконституционными национализацию банков, указ Прези­дента об отмене пенсий и привилегий бывшим правителям княжеств, препятствовал ограничению права собственности в общественных ин­тересах и др.), так и решения, имеющие позитивное значение (по во­просу о правах «зарегистрированных» каст и племен, о ликвидации «неприкасаемости», о минимуме заработной платы, о расширитель­ном истолковании свободы слова, забастовок и др.).


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Особенности правового положения в Др. Индии

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Выпуск N 72. Живая кухня
  • Возрастные психофизиологические особенности
  • Статистические методы обработки экспериментальных данных
  • Анализ ПЗС с 3-х кратным питанием.
  • Бесперебойное питание компьютерных систем ЭЦ.
  • Теорема умножения вероятностей.
  • Матрица жесткости шарнирно-стержневого конечного элемента
  • Тема: Расчет переходных процессов в цепях второго порядка