Учебное пособие для студдентов вузов. 43 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Учебное пособие для студдентов вузов. 43 страничка


.

<здесь и теперь.

[-! Участники должны воздерживаться от обобщений типа

<ты никогда не слушаешь.

!-! Участники должны воздерживаться от актуализации

прошлых обид и злости, от аргументов, направленных

на <слабое местом партнера: вес, особенности фигуры,

внешности, дефекта речи и др.

[-] Необходимо воздерживаться от критики родственни-

ков: <ты такая же глупая, как и твоя матьо, <ты такой

же рохля, как и твой отец.

С] В споре необходимо пользоваться описательным безо-

ценочным языком.

Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций ис-

пользуются:

поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг

другу удары;

флажки зеленого и красного цветов, с помощью кото-

рых партнеру по общению посылаются сигналы о про-

должении или прекращении общения;

совместное <выколачивание коврам - парный прием, во

время выполнения которого имитируется выбивание пыли

из ковра. Во время выполнения приема фиксируется, кто

из супругов является лидером; кто и сколько наносит

ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый

супруг.

48!

Методика <честная борьба представляет собой конструк-

тивный спор, который проводится по определенным пра-

вилам.

Лраейла яросеиия омстктййнмй спора

/. /Трсеяритьная л<кото

жет использоваться супругами для преодоления своих раз-

ногласий только после прохождения специальной подго-

товки в группе супружеских пар, состоящей из 8-12 чело-

век. Супругам необходимо посетить не менее 6-8 занятий

продолжительностью 2 ч каждая. В группах супружеских пар

обучение конструктивному спору осуществляется с помо-

щью сценарных разработок, которые составлены по типу

незаконченных предложений. Муж и жена получают описа-

ние ситуации и контур роли и (после того как они иденти-

фицировались с ними) начинают взаимодействие. Наиболее

актуальными темами для групп конструктивного спора яв-

ляются темы воспитания детей, ревности, распределения

обязанностей в семье, доминирования-подчинения и др.

2. ТТряйио <л<есша и йрмсми. Конструктивный спор

необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии

эмоционально заинтересованных свидетелей (детей, род-

ственников, друзей, близких и т.д.). На день проведения

конструктивного спора не следует планировать прием гос-

тей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так

как последствия спора непредсказуемы и <конструктивный

спор> может трансформироваться в психотравмирующий

поединок супругов.

.?. С/оеянис да конлиАтжш. Это правило говорит о том,

что конструктивный спор должен быть максимально при-

ближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.

. Ояонниспаршдсря. Инициатор спора должен за-

ранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о

предмете разговора.

. Аонстрзтиснмй сьдсо. Основной целью спора дол-

жен быть поиск возможностей совместными усилиями ре-

шить проблему, а не стремление <наказать партнера.

Выделяют три фазы конструктивного спора, каждая из

которых имеет свои правила: :

7. Дяоняя <ядя - правило: <Дай знать, что хочешь спо-



рить, и назови предмет спорам.

2. Срсмяя <яза - правило: <Скажи, что думаешь о по-

ведении партнера, отреагируй и критикуй.

. Фимальмяя <аза - правило: <Признай свои ошибки и

найди положительное в партнере).

Общая продолжительность конструктивного спора не дол-

жна превышать !0-15 мин, а финальной фазы !,5-2 мин.

Если супруги продолжают критиковать друг друга, психо-

лог дает команду заканчивать спор и выполнить требования

финальной фазы (окончательно спор завершается рукопо-

жатием, объятиями или поцелуем).

По окончании конструктивного спора оценивается его

стиль и его результаты по определенным критериям и пози-

циям. Г. Бах и П. Уиген оценивали стиль спора по 9 критери-

ям, а результаты - по 12 позициям. С. Кратохвил сократил

число позиций оценки стиля и результата спора до 4.

При оценке стиля спора участники получают +1 или -1

балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий

бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности кон-

фликта бланк заполняется на каждого участника). Супружес-

кая пара может набрать максимум +4 балла и минимум -4.

Смиль слоря

).КонкретностьВ споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению <здесь и теперь+Обобщение: поведение называется <типичными, ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу

2. ВовлеченностьОба увлечены, наносят иполучают сильные <уда-ры№Один из участников не задействован,находится в стороне от спора,оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т.д.

3.КоммуникацияЯсная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая <обратная связьюСлишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания,намеки, неясн

ости, <шум

4. Не допускаются <удары ниже поясам и принимается во внимание, сколько может вынести партнерАргументы не относятся < к предмету спора, но нацелены в чувствительное место

Загрузка...

Подсчет очков Общий счет

)б 483

Также заполняется бланк <результат спора). По каждой

позиции начисляется +1 либо -I балл. Оценки, получен-

ные за стиль и результат спора, суммируются.

В результате максимальная сумма для пары составляет +8

баллов, а минимальная -8. Набранные баллы являются фак-

тором подкрепления определенных паттернов супружеского

взаимодействия.

7льям/я споря

. !. Информативность2. Отреа-гирование) Что-то узнал или получил, научился чему-то новому-Не узнал ничего нового

Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензииа осталось или усилилось

3. СближениеСпор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинствоПартнеры более отдалены, чем прежде. Ощуще- .! ние, что они не поняты или сильно обижены

4. УлучшениеУстранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания,извинения, планы на будущееНичего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

Подсчет очков Общий счет

Для конструктивного спора характерным является реа-

лизм, конкретность, открытость, честность, ответственность,

юмор, акцентуация внимания участников на необходимости

соблюдения обратной связи и правил .

Методика содействует росту культуры выражения агрес-

сии. Особенно эффективным оказывается ее применение при

наличии у одного из членов семьи нерационального страха

перед выражением агрессии другими членами семьи. Такие

члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже

тогда, когда чувствуют, что совершенно правы. Например,

супруга уступает пьющему мужу только для того, чтобы он

на нее . Обучение технике <конструктивного спо-

рам в таких ситуациях обеспечивает устойчивость против

выражения агрессии, умение в этих условиях находить вер-

ную линию поведения.

БИБЛИОГРАФИЯ

/Зябкой Д.А Клинические основы психотерапии неврозов и других

пограничных нервно-психических расстройств (в свете их

патоморфоза) // Психотерапия: от теории к практике. СПб.,

1995.

у4бра.мося УС. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

браиоеа У. С. Практическая психология. М., 1997.

46/иоеа У.С., АМдд< /О.Л. Психология в медицине. М., 1998.

Лб/яиян .4. О возможностях игры для развития и коррекции

социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная

деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.

Лдексянфос АА Интеграция принципов и методов гештальтте-

рапии в систему личностно-ориентированной (реконструк-

тивной) психотерапии // Интегративные аспекты современной

психотерапии. Л., 1992.

АдексянфоеАА Современная психотерапия: Курс лекций. СПб.,

1997.

Аде/есянфоа АА, йям Д.А м ф. Личностно-ориентирован-

ная интегративная психотерапия: Методические рекомен-

дации. СПб., 1992.

ексянбоа АА, Яо АМ. Интеграция принципов и методов

феноменологической психотерапии в систему личчостно-

ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Те-

ория и практика медицинской психологии и психотерапии.

Л., 1994.

Аексанеоеским.., йам Д.А, емна /".7. м <. Личностно-

ориентированная интегративная психотерапия. СПб., 1992.

/4/кссее А В. Инструментальная оценка эмоционально-стрес-

сового самовнушения // Исследование механизмов и эф-

фективности психотерапии при нервно-психических забо-

леваниях.Л., 1982.

Аммна А?.. Индивидуальное и семейное психологическое

консультирование. М., 1993.

Лноесса У.М Социальная психология. М., 1980.

/!ксин/ео 7".А?. Графические приемы фиксации субъективных

трудностей общения в предподроетковом возрасте // Вест-

ник МГУ. Серия 14. 1991. № I.

Лнмкееая /У.7". Воспитание игрой. М., 1987.

Омской Д.Д. Искусство быть счастливым. Л., 1984.

Лмсаер .Я. Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно

слушать собеседника. М., !985.

Ахо.м Г., Флам 2). Краткосрочная позитивная психотерапия

(терапия, фокусированная на решении). СПб., 1996.

2)Ясм/< .Ф., У/м/сс .//. Клинико-психологические исследо-

вания групповой психотерапии при нервно-психических за-

болеваниях. Л., ]979.

аи/ А., /бмммл-миа .., Эя/еми.А/. Исследования механизмов

и эффективность психотерапии при нервно-психических забо-

леваниях. Л.,1992.

/)яссмк Ф.А, омс/

Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

мм Л С., 7обэм/< АС. м б!р. Психогигиеническая саморегуля-

ция. Л., 1997.

- мс/сам/мс .Ф. Рисуночные пробы как средство диагности-

ки развития личности ребенка //Диагностическая и коррек-

ционная работа школьного психолога. М., 1988.

е/< , /ммс. Ся/пму А Семейная терапия. СПб.,1993.

ум . Введение в психоанализ и психотерапию для непосвя-

щенных. СПб., 1991.

/х?н .9. Игры, в которые играют люди. Психология человечес-

ких взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Пси-

хология человеческой судьбы / Под общ. ред. М.С. Мацковс-

кого. М., 1983.

еум .9. Трансакционный анализ и психокоррекция. СПб., 1992.

ен .9. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.

2)//с . Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.

.йг/ям Я.А/. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеничес-

ким значением музыки // Обозрение психиатрии, невро-

логии и экспериментальной психологии. 1916. №)-3.

.бмлмн .//. Психотерапия как социорефлекс-терапия невро-

тической личности // Современная психоневрология. Т. 10.

! 930. №4-5.

моа МТУ. Физиологические основы ладового чувства //

Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1962. Вып. № I.

Д/!/о.и У. Психоаналитические теории личности. М., 1996.

оозоа //. /ол<а/< //./"., Саао /. Психологический сло-

варь. Магадан, 1965.

о/емм /У. б/ом С.А Исследования механизмов и эффек-

тивности психотерапии при нервно-психических заболева-

ниях.Л., 1982.

(мьмо/со А ЯЗ. Психотренинг. Социодинамика, игры, упраж-

нения. СПб., 1994.

/ом<)я///А:о А Ф. Психологическая помощь: теория и практика.

Киев, 1997.

бмсоса 4.А Проницательность как проблема психологии об-

щения // Вопросы психологии. 1990. № 4.

.6/м/ясь .С. Аномалии личности. М., 1988.

ящсь Д.С. Опыт обоснования гуманистической психологии //

Вопросы психологии.1990.№ 6.

/)/см/;обс/смм .С. Музыкотерапия: Руководство по психотера-

пии / Под ред. Е.В. Рожнова. Ташкент. 1979.

/

аутогенной тренировки с музыкой // Психическая регуля-

ция. Алма-Ата, 1974.

Д/;ь /7./. Основы психотерапии. Л., 1974.

Дкоескмм /".В. м ф. Использование изобразительного творче-

ства в психотерапии // Исследование механизмов и эффек-

тивности терапии. Л., !982.

Д/со

творчества в психотерапевтической группе психически боль-

ных // Исследование механизмов и эффективность психо-

терапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.

./мак-/7.Ф. Введение в практическую психологию. Киев, 1997.

Диеиская.Я., Ля/ай/<ма О.А,7м<с4.7". Возрастно-психо-

логическое консультирование: проблемы психического раз-

вития детей. М.,1990.

Д/жо А.. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

рно М. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбула-

торной практике // Исследование механизмов и эффектив-

ность психотерапии при нервно-психических заболеваниях.

Л., 1982.

Уяиоб А.. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.,

1976.

я/а А.?. Психологическая коррекция нарушений общения

младших школьников в игровой группе // Семья в психоло-

гической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-

на. М., 1989.

Вас;м/ок Ф.. Уровни построения переживания и методы пси-

хологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5.

Вяси/ок Ф.. От психологической практики к психотехничес-

кой теории // Московский психотерапевтический журнал.

1992. № I.

Василюл: Ф.. Психология переживания. Анализ преодоления

критических ситуаций. М., 1984.

Валяем/с /7. Как стать несчастным без посторонней помо-

щи. М.,1993.

Вьсояскмм У/.-З. Психотерапия как система // Психотерапия и

курортология. Харьков, 1968.

Вс/дсоасхмм //.. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

Вм А., До.ммк Д.А/., /о/

групповой психотерапии психически больных: Методичес-

кие рекомендации. Л., 1982.

В<< / А/. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.

Длясоаа ).М Методы психотерапии детей от 2 до 5 лет: Мето-

дическое письмо / Под ред. В.Е. Рожнова. М., 1974.

Возрастные аспекты групповой психотерапии. Л., 1988.

одоамк Д.АУ. м ф. Исследование семьи и семейной терапии

при шизофрении // Семейная психотерапия при нервных и

психических заболеваниях. Л., 1978.

Волоймк ,В.М, Вмс) .. Групповая психотерапия при неврозах и

психозах. Л.,1975.

о.!0ймк АМ, /айоа Д.7., Лоюмскмм .. Исследования семьи

и семейная психотерапия при шизофрении // Семейная пси-

хотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1975.

Дольие/к /.Е. Психотерапия. Л., 1972.

о,;ьяем .., /оеооб ТУ. С. К вопросу о методах театрализации

в психотерапии // Психотерапия при нервных и психичес-

ких заболеваниях. Л., 1973.

Вопросы психиатрии и психотерапии / Под ред. И.М. Виша. Тамбов.

1977.

оо6ем<мк-?.//., 77окиуиа/?-?. Основы психогигиены. Киев, 1989.

Дообьейа 7.. Ребенок и взрослый в классической и гумани-

тарной психологии // Мир психологии. 1996. № 1.

Вооносич Д. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) и его

программа <12-ти шагово// Психотерапия: от теории к практике.

СПб., 1995.

.Воскресенская АМ Опыт применения культтерапии в дневном

стационаре // Тезисы докладов научной конференции кли-

нической психиатрической больницы. (Эта методика при-

меняется не только психологами, но и социальными ра-

ботниками.) М., 1964. № 8.

.Воскресенским Д.Л., .Воскресенская АЛ. Методика культтерапии

в дневном стационаре // Вопросы психотерапии. М., 1977.

Восстановительная терапия психических больных. Л., 1977.

.Выо/искмм 7. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребен-

ка // Вопросы психологии.1966.№ 6.

Вьомскмм.С. Психология искусства. М., 1968.

/аяоноаа .В.., Осмиоса Г.А Музыкотерапия в комплексном ле-

чении больных в клинике неврозов // Актуальные вопросы

клинической и судебной психиатрии. Вып. 14. Л., 1970.

/еренм/иемн /. Введение в практическую психологию. М., 1927.

/мяммс С.Д. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники.

М.; Л., 1967.

/оора . Что такое психология: В 2 т. М., 1992.

/ооеем ./У.А, /рменко /У.А Первичная психологическая кон-

сультация. Л.,1988.

/онмская У.Д., мыяеь АМ. Исследование механизмов и

эффективности психотерапии при нервно-психических за-

болеваниях. Л., 1982.

Трмоуьее Л., Азнеоа .6./. Массовые эмоционально-эстети-

ческие методы психотерапии как этап анонимного лече-

ния хронического алкоголика // Вестник гипнологии и пси-

хотерапии. 1991.№ I.

/о/)ьееа У.Л, Минская ./7..В., Усосеа Г./7. Основы конструк-

тивного общения. Новосибирск; М., 1997.

7/до/)ьейа М.., 77акма/! Л. Использование социально-психо-

логического тренинга в учебно-вспомогательной работе со

старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. № 5.

7/щнсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркаеск, 1994.

/рми<мн ЙЯ. Введение в психологию. М., 1997.

/ромслан Л.7. Коллективная психотерапия. М., 1969.

Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ле-

дера.М.,1990.

Групповая психотерапия при неврозах детского возраста: Ме-

тодические рекомендации. Л.,1979.

Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.

7уба<ей /0.. м о. Эмоциональный стресс в условиях нормы и

патологии человека. Л., 1976.

Дещм В.Я. Особенности коллективной психотерапии. М., 1975.

,ера<Л.А, СммнмкоеЛ.77. Формирование и развитие профессио-

нального мастерства руководящих кадров: социально-психо-

логический тренинг и прикладные психотехнологии. М.,1993.

Десоб 7. Психотерапия малых групп. М., 1979.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольни-

ка: Учебн. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Пань-

ко. Минск, 1997.

Диагностическая и коррекционная работа школьного психо-

лога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

Дммшрмеба .В. Опыт применения групповой психотерапии при

неврозах детского возраста // Вопросы медицинской деон-

тологии и психотерапии. Тамбов, 1974.

непроаская С.В. Групповая психотерапия при неврозах и пси-

хозах. Л.,1975.

обрмоень Д./7. Использование кукольного театра в системе

функциональных тренировок у заикающихся подростков-

невротиков // Актуальные вопросы организации психиат-

рической помощи, лечения и социальной реабилитации пси-

хических больных. М., 1978.

он<енко .., Гимаенко Г.М. Личность: конфликт, гармония.

Киев, 1989.

ояемкс .И. Психология манипуляции: феномены, механиз-

мы и зашита. М., 1997.

7/)яякш/ С.З. <Терапия радостью - сущность детско-подрост-

ковой психотерапии // Материалы VII Всесоюзного съезда

невропатологов и психиатров. Т. 3. М., 198).

оем< Л./). Воспитателю о психологии и психогигиене обще-

ния. М., 1987.

бячсико А/.Я., Ланс)ь/бо

ник. Минск, )998.

7ья<енко О.М., Лимл.оба Л.У. О некоторых особенностях раз-

вития воображения // Вопросы психологии. 1980. № 6.

Димьяноб /О.//. Активное социально-психологическое обуче-

ние. Л., 1986.

анАЯ. История психологии. М.,1990.

/;ез/<я/е 7. С., ярсасагкая Я.Д. Опыт включения детей с пробле-

мами развития в состав психотерапевтических групп // Обозре-

ние психотерапии и медицинской психологии им. В.М. Бех-

терева. )993.№ 1.

.Забамая С.. Знаете ли Вы нас? Хотите ли помочь нам? /

Материалы для практической работы с детьми. М., 1993.

аемлямс/еая .. О методах контрастной психотерапии // Воп-

росы психотерапии в общей медицине и психоневрологии.

Харьков, 1968.

абья/;08 Д.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практи-

ческое руководство. Новосибирск, !995.

Заха/ме А/. Групповая психотерапия при неврозах детского

возраста: Метод, рекоменд. Л., 1979.

-Задайся /).. Динамика семейной психотерапии в клинике не-

врозов детского возраста // Психотерапия при нервных и

психических заболеваниях. Л., 1973.

Заауос АЯ. Как предупредить отклонения в поведении ре-

бенка. М.,1986.

.Заха/ой Л.. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

Захаре А. Неврозы у детей и подростков. Л., )988.

.ЗахаойАЯ. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.. 1982.

-Захаоа Д./7., А/ммй //./О. Социально-психологический тренинг:

Учебн. пособие. Л.,1989.

Захаос Е.. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

гии и психиатрии.1976.№ 9.

ямммм Р.. Групповая и индивидуальная психотерапия при

неврозах // Клинико-психологические исследования груп-

повой психотерапии. Л., 1979.

За<снмм< /. О теории поведения // Журнал невропатоло-

гии и психиатрии.1976.№ 9.

.За<е/шкмм Р.. О факторах, определяющих успешность пси-

хотерапии: обзор современной американской литературы //

Журнал невропатологии и психиатрии. 1979. № 5.

Зачеимкмм Р.Л. Симптоматические методы и патогенетичес-

кая система психотерапии и психокоррекции // Методы пси-

хологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

Зелска А/. Семья и личность. М., 1986.

еяноа /О.М. Йога и пеихотренинг. М., 1990.

Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. Петрусинского.

М., 1994.

Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб.,

1992.

сае

стройства в детском возрасте. СПб., 1994.

Исследования механизмов и эффективности психиатрии при

нервно-психических заболеваниях / Под ред. Е.В. Рожнова,

Б.Д. Карвасарского. Л., 1982.

смня Л./7. Групповые методы психотерапии и психокоррек-

ции // Методы психологической диагностики и коррекции

в клинике. Л., 1983.

сурмна Г.7. Динамика системы отношений больных невроза-

ми в процессе групповой психотерапии // Исследования

механизмов и эффективности психиатрии при нервно-пси-

хических заболеваниях. Л.,1982.

истина Г.-/7. м о. Методы и техники группововй психотера-

пии // Групповая психотерапия. М., 1990.

смна Л-/7. Личностно-ориентированная (реконструктивная)

психотерапия и основные тенденции ее развития // Психо-

терапия: от теории к практике. СПб., 1995.

.йена Г.7. Механизмы психологической коррекции личнос-

ти в процессе групповой психотерапии в свете концепции

отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Кар-

васарского, С. Ледера. М., 1990.

Лааной М.Л., ./7мко Л.. м ф. Методы психологической диаг-

ностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

Аазакоа .. Технология проектирования личностных дос-

тижений: Методические материалы. СПб., 1994.

АйМакоеская Д.Д. Групповая психотерапия при неврозах: кри-

терии и методы оценки ее эффективности // Исследование

механизмов и эффективности психотерапии при нервно-пси-

хических заболеваниях. Л.,1982.

Ламаноаская .В. м . Клинико-психологические критерии

эффективности групповой психотерапии при неврозах и ме-

тоды ее определения // Клинико-психологические иееле-

дования групповой психотерапии при нервно-пеихически\

заболеваниях. Л., 1979.

Аан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоот-

ношения. СПб., 1977.

Аяммси /0.. История психотерапии. М.. !929.

Ая/йоя С.. Путешествие с волшебной кисточкой: программа

развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольно-

го возраста. Ростов н/Д, 1997.

Лайамйба 0.. Игра в коррекции психического развития ре-

бенка: Учебн. пособие. М.,1997.

Аауясас/смм .. м ф. Групповая психотерапия при неврозах. \! .

198!.

Ая

Ааеясарс/смм.., ?с С. Групповая психотерапия. М., 1990

Аа/мясяс/смм .., ./?м С. Теоретические концепции группо-

.вой психотерапии // Групповая психотерапия. М., 1990.

Ляой С.//., ь/сю 7./". Игра и нравственное развитие дош-

кольников. М..1986.

Ляссмно У. Рационально-эмоционально-поведенческая психо-

терапия как метод лечения эмоциональных расстройств //

Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995.

Аиянеу. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993

Аамняс/яе/) У се 7".-. Основные принципы психотерапии

в детском и подростковом возрасте // Психогигиена детей

и подростков / Под ред. Г.Н.Сердюковской, Г.Гельница. М

1985.

Клинико-психологические исследования групповой психоте-

рапии при нервно-психических заболеваниях / Под ред

Б.Д. Карвасарскогоидр.Л., 1979.

Л/оем //.Д. Программа социально-психологического тренинга

для педагогов (руководство для ведущего группы). СПб.. 1992

Аоммес .Д. ямой М/У. Основы психотерапии детей и подро-

стков // Психиатрия детского возраста. М., 1979.

Ломс

тных отношений // Семья и формирование личности. М., 1981

мсдм С.. Психология современной семьи. М., 1988.

Лоям.А, Файмс

хотерапия. Ташкент, 1932.

Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психоло-

гический понятий. Л., 1987.

Ледоломе/сим .7. Психология взаимоотношений в малых груп-

пах. Минск, 1976.

Ло/<фсм/е/

1993.

Ло/<с<нмм Р., /)оух<м М Психология в медицине. Прага, 1983.

Лоно/к Я.В., С<иемо


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Учебное пособие для студдентов вузов. 43 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Глава 22. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ПАЛАТАХ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С ГАЗОВОЙ ГАНГРЕНОЙ
  • СМЕНА БЕЛЬЯ. Больничное белье – это наволочки, простыни, пододеяльники, пеленки, полотенца, рубашки, пижамы и пр.
  • Общее положение.
  • Прием гигиенического душа или ванны. После того как больной сдал вещи на хранение, при необходимости, он принимает гигиенический душ или ванну
  • ПРОЯВЛЕНИЯ. · Отек и покраснение в области укуса
  • ДЕЗИНСЕКЦИЯ. Вши (в основном платяные) являются переносчиками сыпного и возвратного тифа, возбудители которых проникают через поврежденную кожу при раздавливании вшей и
  • Аннотация. В наставлении по гуманитарному разминированию изложенные общие требования по технологии выполнения работ организациями (компаниями)
  • Основные методы.