Министерство образования и науки Российской Федерации Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Министерство образования и науки Русской Федерации


.

Читать реферат для студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Факультет психологии, связей с общественностью, рекламы

Кафедра психологии развития личности

Допустить к защите

Зав. кафедрой психологии развития личности

д.пс.н., профессор

___________ Н.В. Жигинас

«____» ___________ 2013 г.

Аннотация к дипломной работе

Особенности личностных характеристик подростков из неполных семей.

Специальность 050706.65 Педагогика и психология

Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

________ Е. П. Молчанова

Автор работы

студентка 881 группы

_________ О. И. Акатьева

Дата защиты

«28» _мая________ 2013 г.

Оценка _________________

Томск 2013

Тема дипломной работы: Особенности личностных характеристик подростков из неполных семей.

Актуальность исследования обусловлена существенной трансформацией семьи как социального института. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, доля неполных семей для России в целом составляет 23%, хотя есть регионы, где она превышает 25%.

Помимо основных причин формирования неполных семей (внебрачное рождение, вдовство, развод), появляются такие дополнительные причины, связанные с общественными переменами, как усыновление ребенка человеком, не имеющим постоянного партнера, и миграция отца или матери на заработки.

Жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно уточняет и расширяет представления о социально-психологическом отличии подростков из неполных семей от их сверстников из полных семей, базируется на использовании содержательного подхода к исследованию неполной семьи, когда акцент делается на психологических факторах семейной системы, а не только на ее формальной структуре. Проведение данного исследования позволило также разработать программу социально-психологической коррекции, ориентированную на оказание психологической помощи таким подросткам с целью улучшения их коммуникативных навыков, снижение уровня агрессивности и изменения отношения к окружающим.



Теоретико-методологическими основами исследования являются:

- общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко;

- работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие.

Проблема исследования связана с противоречиями, обусловленными:

- резким возрастанием количества разводов и беззащитностью детей в ситуациях распада семьи;

- уменьшением количества детей в семьях и возрастанием сложностей социализации.

Цель исследования: изучение индивидуально-психологических личностных характеристик подростков в неполных семьях.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности.

Предмет исследования: личностные характеристики детей подросткового возраста, воспитывающихся в неполных семьях.

Гипотеза исследования заключается в следующем: подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по индивидуально-психологическим характеристикам.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести отбор и анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть специфику влияния неполных семей на личность подростков.

3. Экспериментально проверить гипотезу о том, что подростки из неполных семей по своим индивидуально-психологические особенностям отличаются от подростков из полных семей.

4. Составить коррекционную программу.

Методы исследования:

теоретические: теоретико-методологический анализ и синтез научной литературы, обобщение и интерпретация результатов собственного исследования, сопоставление с работами других авторов;

эмпирические: констатирующее психодиагностические исследование, наблюдение, разработка коррекционно-развивающей программы в форме социально-психологического тренинга.

Загрузка...

статистические: количественная и качественная обработка с использованием методов математической статистики.

Методики исследования:

- Личностный опросник Кеттела (подростковый вариант, переработка Л. А. Ясюковой);

- Диагностика показателей форм агрессии (А.Басс, А Дарки);

- Методика диагностики межличностных отношений (тест Т. Лири).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа работы с подростками из неполных семьей в системе среднего образования в форме коррекционно-развивающей программы с использованием элементов социально-психологического тренинга.

Выводы и рекомендации, полученные на основании результатов проведенного исследования и разработка коррекционной программы как формы работы с детьми из неполных семей на базе средней общеобразовательной школы, позволят усовершенствовать механизм взаимодействия образовательных учреждений с неполной семьей, способствовать повышению заинтересованности подростков из неполных семей в учебном процессе.

Выводы:

1. В ходе теоретического анализа были сделаны следующие выводы: в неполных семьях в процессе воспитания, в характере ребенка могут сформироваться устойчивые отрицательные формы поведения. Поэтому очень важно иметь представление о недостатках характера, которые могут возникнуть в результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить.

Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать - отец - ребенок.

Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи.

2. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №51, МБОУ СОШ №47 города Томска, среди 8 – 10 классов, а также ПУ №23 села Кривошеино, среди подростков 15-16 лет. В нем участвовали как подростки из полных, так и подростки из неполных семей.

В данном исследовании была поставлена гипотеза о том, что подростки из неполных семей отличаются от подростков из полных семей по личностным характеристикам. А именно, подростки из неполных семей проявляют повышенную агрессивность, враждебные реакции и тенденции личности, кроме того у них чаще всего авторитарное и доминирующее отношение к окружающим. В процессе исследования рабочая гипотеза подтвердилась.

Выборка состоит из 60 человек. Испытуемые были поделены на две группы:

· В состав контрольной группы вошли 30 подростков из полных семей.

· В состав экспериментальной группы вошли 30 подростков из неполных семей.

По методике Кеттела: сравнение средних показателей в обеих группах показало, что значительную разницу (1 – 1,2) имеют следующие шкалы: самостоятельность, беспечность и коммуникативность. Данные факторы имеют более высокие средние показатели у подростков из неполных семей. Это можно связать с тем, что им не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к более широкому общению с окружающими, стараясь заполучить их внимание. А также повышенная выраженность самостоятельности объясняется тем, что родители в неполных семьях возлагают на детей больше ответственности.

По методике Т. Лири было выявлено, что у подростков из неполных семей преобладает авторитарное отношение к окружающим. Это можно связать с тем, что в неполных семьях, из-за отсутствия одного родителя, преобладает авторитарный тип отношений. Ребёнок на примере власти одного родителя в семье, впитывает в себя подобный стиль отношения к окружающим. А также доминирующий тип отношений говорит о том, что данные подростки являются доминантными, энергичными, авторитетными лидерами. Успешные в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения.

По методике Баса-Дарки, показатели физической и вербальной агрессии выше в группе подростков из неполных семей. Однако косвенная агрессия преобладает в группе подростков из полных семей. Подростки из полных семей, скорее всего, ощущают чувство защищенности со стороны родителей, они более уверены в том, что смогут найти поддержку именно в своей семье. Поэтому их агрессивность не имеет конкретной направленности.

Таким образом, подростки из неполных семей более агрессивно и враждебно настроены по отношению к окружающим, чем подростки из полных семей. Это можно объяснить тем, что они находятся, в силу различных обстоятельств, в трудных жизненных ситуациях.

3. После проведения экспериментального исследования, была составлена коррекционная программа, направленная на снижение агрессивного поведения у подростков из неполных семей.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Министерство образования и науки Российской Федерации

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Химический состав хромосом. Уровни спирализации (компактизации) хроматина. Нуклеосомная нить, хроматиновая фибрилла, интерфазная хромонема, метафазная хроматида.
  • Что значит внук для бабушки и деда? Надежда, гордость, радость и мечта! Тебе, внучок, в душе желаем лета, Чтобы цвела мужская красота,
  • Добрый день! Вы давно искали возможность увеличить свои продажи, найти новых клиентов, быть самыми популярными среди конкурентов?! Всё, что для этого требуется это просмотреть данное коммерческое
  • ДИПЛОМАТИЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ТВ. Зоновой 15 страница
  • I.3. Основные принципы психологии.
  • ДИПЛОМАТИЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ТВ. Зоновой 5 страница
  • ДИПЛОМАТИЯ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ТВ. Зоновой 27 страница
  • Мощность и к.п.д. трансформатора.