Ольга Александровна Соломатина 2 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Ольга Александровна Соломатина 2 страничка


.

Упражнения к главе 2

Упражнение 1

Давайте немного пофантазируем. Ведь в теории все возможно.Предположим, сегодня вам нужно написать заметку о том, как Моисей принес народу Израиля десять заповедей.К кому бы вы обратились за комментариями? Напишите минимум трех ньюсмейкеров.Будь я на вашем месте, то обратилась бы за комментариями к:• Моисею.• Представителям народа Израиля: а) сторонникам Моисея; б) его противникам.• Представителям соседних народов: а) друзьям народа Израиля и сторонникам Моисея; б) друзьям народа Израиля и противникам Моисея; в) врагам народа Израиля, симпатизирующим лично Моисею; г) врагам народа Израиля, которым Моисей антипатичен.• Представителям других религиозных конфессий по вышеприведенной схеме.Какой сюжет будет у вашей заметки? Придумайте несколько вариантов.С каким сюжетом вам легче всего будет написать об этой новости:• Почему именно Моисею передали такие важные знания?• Моисей принес всего десять заповедей. Почему именно десять, а не двенадцать или четырнадцать?• Что думают народы Израиля о заповедях, которые им предстоит соблюдать?• Готовы ли народы к исполнению десяти заповедей?• Чем отличаются десять заповедей от требований к верующим в других религиях мира?Выберите сюжет и напишите по нему план заметки, опираясь на упражнения к главе 1.

Упражнение 2

Придумайте сюжет к теме, над которой вы сейчас работаете.Кто будет наиболее компетентным источником информации? Напишите как минимум трех ньюсмейкеров, к которым вы обратитесь.Составьте план заметки, исходя из пунктов, рассмотренных в упражнении к главе 1.Напишите вопросы, которые вы зададите ньюсмейкерам.Соберите информацию. Напишите материал согласно плану.

Глава 3

Жанры в журналистике: от теории к практике

Что может быть сложнее, чем писать заметки в корпоративную газету? Пожалуй, разве что сочинять в заводскую малотиражку, на внутренний сайт, а перед сном придумывать репортажи для корпоративного радио.В газете крупнейшей российской компании «Уралкалий» у сотрудников была как раз такая работа. Вдохновить их и вдохнуть жизнь в корпоративные издания (общим числом три) – задача, которую перед началом занятий поставили передо мной в «Уралкалии». Три дня на поиск решения.Я не люблю изобретать велосипеды. Поэтому стала вспоминать самое ценное, что вынесла с факультета журналистики и из редакционной работы. Естественно, с сотрудниками редакции «Уралкалия» мы начали с планов заметки и поиска сюжета. А жанры журналистики принесли вдохновение. Кто бы мог подумать…Если послушать авторов, то они всегда пишут заметку или статью, реже – готовят репортаж. Добавим интервью, и сложится впечатление, что ничего больше сочинить невозможно. Однако не каждый текст называется заметкой или статьей. Все перечисленное – жанры в журналистике, и, конечно, их не четыре, а гораздо больше.Когда в редакции «Уралкалия» я напомнила корреспондентам о десятках жанров (всеми вас мучить не стану!), оказалось, что писать о новой форме для шахтеров в жанре расследования гораздо интереснее, чем в информационном. Блиц-опрос прекрасно подходит для рассказа о мыслях сотрудников насчет корпоративных ценностей. Игра идеальна, когда проводим анкетирование.Каждый журналист нашел жанр по душе. Сотрудникам газеты удалось вынырнуть из рутины и почувствовать профессиональный азарт. Не суть важно, о чем писать, если за дело берется профессионал, которого захватывает сам процесс. Если профессия повара – это история о тысячах вкусных индеек, то журналист должен справляться с написанием тысяч информашек. Как не простим мы повару борщ, невкусный по причине «профессионального выгорания», так и не оправдаем халтуру автора текста.Давайте разберем самые популярные жанры журналистики. Эту главу точно не стоит читать за один присест. Полезно пролистывать ее регулярно. Особенно в начале работы над текстом, перед тем как отправиться на охоту за информацией. Начнем, естественно, с заметки.



Заметка

Отдельный жанр в журналистике. Невелика по размеру. В этом жанре автор делится впечатлениями от знакомства с предметом. Знакомства, прямо скажем, беглого.В заметке если и упоминается, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно нет претензий на глубину изучения, не говорится и о том, какими методами получена информация. Не описываем ход исследования, эмоции, которыми оно сопровождалось, и т. п. Главное для заметки – кратко изложенный результат изучения вопроса, сигнал о существовании (или отсутствии) какого-то явления, события, человека, проблемы и их основных чертах. Причем события должны выглядеть для аудитории как новость.Есть несколько разновидностей заметок: событийные, мини-рецензии, мини-обозрения, мини-истории, мини-советы. Именно заметки – главное оперативное средство сообщить аудитории о происходящем, главный способ информационного сканирования действительности. Поэтому основные требования к заметке – оперативность и актуальность. Заметка о событии, которое не отвечает интересам аудитории, вряд ли привлечет внимание. Заметка о событии, которое уже известно читателям, никому не нужна.Для заметки очень важны точность, краткость и ясность изложения: заметил и написал.

Загрузка...

Информационная корреспонденция

Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета – единичного события, явления, действия. Публикация может включать не только фактологическое описание, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета с другими явлениями, проникнуть в его суть. Важно только сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры избранного объекта.Информационная корреспонденция близка к репортажу, однако не является таковым в силу ряда причин. Дело в том, что автор корреспонденции, как правило, не присутствует на месте события. Кроме того, он не ставит перед собой задачу дать подробное, эмоционально насыщенное описание (часто это и невозможно сделать, раз он не побывал на месте события). Кроме того, репортаж больше подходит для описания необычных происшествий. Корреспонденция же чаще описывает рядовые явления, а также какие-то локальные ситуации, процессы. Для корреспондента главное – в общем изложить суть дела, для репортера – изложить ту же суть экспрессивно, наглядно, эмоционально, чтобы при чтении репортажа у аудитории возникал эффект присутствия.

Блиц-опрос

Опрос – это сходный с интервью метод получения информации. В отличие от интервью, цель которого – получить ответы на несколько (порой много) разных вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист получает ответы на один и тот же вопрос (или на список вопросов) от множества людей.Как правило, жанр блиц-опроса используют, когда нужно привлечь внимание читателей к существованию определенных мнений.Если журналист делится не только ответами, но и своими впечатлениями, реакцией на вопросы людей, публикацию можно отнести к жанру опроса, вполне самостоятельному в журналистике.

Вопрос-ответ

Соединим вопрос и ответ и получим отдельный жанр. Настоящий бум публикаций вопросно-ответной формы продемонстрировал в наше время еженедельник «Аргументы и факты». Редакторы угадали, что именно заинтересует аудиторию. Краткие по форме, вопросы-ответы выигрывают перед информационными материалами других жанров, если новостного повода нет. Выигрышность заключается в «сфокусированности» на проблемах, занимающих аудиторию.Первая часть «вопросно-ответного» текста, собственно вопрос, задает границы предмета, о котором должна идти речь в ответе. При всей кажущейся простоте дать ответ, соответствующий сути вопроса, удается не всегда. У журналиста не всегда оказывается точная информация. Чтобы избежать содержательной и логической разобщенности двух частей публикации, журналисты иногда корректируют вопрос.Время от времени нужно опубликовать информацию, но информационного повода нет. Создать такой повод помогает жанр «вопрос-ответ». Стартовая точка публикации – придуманный автором вопрос читателя.

Репортаж

Репортаж возник в первой половине XIX века. Латинское слово reportare означает «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т. п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчетами, а публикации, по содержанию и форме похожие на современные очерки, – «репортажами».Чтобы создать репортаж в современном понимании, любой автор выполняет следующую задачу: дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), создав «эффект присутствия». Такое возможно, если журналист расскажет о предметных ситуациях, событиях (лучше всего – быстро развивающихся). Важно не только описать событие наглядно, но и вызвать сопереживание читателя. Цель достигается двумя способами.Первый – передать динамику события. Хорошо, если оно быстро развивается и автору остается только фиксировать действия на бумаге. Сложнее, когда ситуация протекает вяло, неопределенно. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» внутренней динамики происходящего или изложение собственных переживаний по поводу случившегося.Второй способ – наглядность. Она роднит репортаж с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими): автор рисует картины событий. Но в репортаже наглядность нужна, чтобы донести до читателя информацию – словами, деталями, картинками. А в очерке, например, картинки прежде всего помогают делать обобщения. Тогда как в аналитических жанрах наглядные детали применяют для оживления серьезных размышлений автора.

Информационный отчет

Его выделили в самостоятельный жанр только потому, что он рассказывает о событии, представляющем собой обмен информацией. Это всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и др. Во время заседаний рождаются различные планы, заявления, намерения, решения и т. д. О результатах работы или о том, как она проходила, и пишут в информационном отчете.Автор отчета обязательно проверяет и правильно называет имена, фамилии, должности героев публикации. Цитаты должны соответствовать источнику и по возможности приводиться не в пересказе автора, а дословно. Такая точность страхует от возможных неприятностей, связанных с искажением информации.

Аналитический отчет

Этот жанр долгое время существовал в форме устных сообщений. Доклады императорам, сообщение подданным о королевских приказах, заседаниях парламентов и др. – не что иное, как аналитический отчет. С появлением газет отчет перекочевал на их страницы. Смысл аналитического отчета в том, чтобы не только описать, что произошло, но и проанализировать причины, следствия и суть события или документа.Жанр отчета активно используется в современной журналистике. Предмет аналитического отчета, как и отчета информационного, – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т. п. Конечно, информацию можно передать читателю при помощи заметки, репортажа, корреспонденции – в присущей этим жанрам манере изложения. Но это не мешает аналитическому отчету как самостоятельному жанру.Если произведения, выполненные в информационных жанрах, главным образом отображают внешнюю сторону предмета (пишется о ходе собрания, конференции и др.), то аналитический отчет показывает, как тема выступления, доклада, речи связана с реальной жизнью.Выступления участников задают точку зрения и служат «мостиком», чтобы переключить внимание читателей со съезда, собрания или конференции на то, что происходит в их собственной жизни. Такой переход помогает аудитории аналитического отчета судить о съезде или собрании, об отдельных его участниках с позиции реальных процессов, в которые включены сами читатели, слушатели, зрители.При этом автор аналитического отчета, в отличие от автора информационного отчета, может не ставить перед собой цель сообщить обо всех выступлениях или ораторах. Он вправе сконцентрироваться на некоторых наиболее интересных, если считает, что связь доклада с реальными делами, которую он анализирует, актуальна в данный момент или для данной аудитории.Отбор можно производить, например, на основе тематического единства ряда выступлений. Или пусть журналист сосредоточит внимание на каком-то одном, самом значимом выступлении, примет его как наиболее соответствующее запросам реальности и с этих позиций осветит разные проблемы реальной жизни. В любом случае анализ выходит за рамки прозвучавших выступлений.Однако свобода в выборе сюжета не дает автору аналитического отчета права искажать содержание и форму выступлений участников. Он может трактовать, интерпретировать, объяснять сказанное, но так, чтобы аудитория смогла отличить мысли автора отчета от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.

Аналитическое интервью

Жанр интервью часто относят к информационным жанрам. На первый взгляд кажется, что информацию дает только интервьюируемый. Но от журналиста и уровня его подготовки качество интервью зависит так же сильно, как и от говорящего, потому что направление задают именно вопросы.В зависимости от содержания интервью бывают информационными или аналитическими. Информационное – ответы на вопросы: кто? что? где? когда? Аналитическое, кроме информации, содержит и анализ факта, ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Кроме того, информацию, которую мы получаем в интервью, можно использовать в отчете и статье или превратить в свою реплику в разговоре. Более подробно я рассмотрю интервью в одной из следующих глав.

Беседа

Чем ярче личности, тем интереснее нам читать их беседу. Наряду с интервью и опросом это важный аналитический жанр, в центре его – диалог. Данный жанр незаменим, когда предмет беседы не поддается моментальному и однозначному истолкованию, когда его нужно спокойно, всесторонне, глубоко изучить. При этом чем контрастнее позиции собеседников, чем сильнее их стремление «докопаться до истины», тем интереснее будет публикация. Правда, при одном условии: если собеседники с уважением относятся к точке зрения друг друга. Иначе выйдет обычная склока. Представьте, как интересно было бы послушать беседу Владимира Путина и Валерии Новодворской.

Социологическое резюме

Хотите узнать среднюю температуру по больнице? Проведите социологический опрос и напишите по нему резюме. Чем актуальнее тема исследования, тем оно интереснее. Хотя, как показывает практика, читатели настолько любят порядок в головах, что классификации, опросы и их результаты неизменно вызывают интерес. С одной стороны, этот жанр ближе всего к научно-популярным. С другой стороны, за глас народа можно выдать идею, которую хочется поселить в сознании людей. Для этой цели социологическое резюме тоже подходит как нельзя лучше. Например, давайте опубликуем резюме опроса москвичей на тему «понаехали тут» и затем начнем кампанию за ужесточение правил регистрации в городе.

Анкетирование

Опросы могут проводить не только социологи. Если опросить множество людей, собрать ответы, а затем их проанализировать, получатся данные анкетирования. Их можно опубликовать, снабдив практически любыми заключениями, обобщениями и выводами.Парадокс в том, что анкета обычно содержит много вопросов. Ответы на них дают, как правило, не одинаковые. В итоге автор получает большой объем разнообразной информации, которую требуется упорядочить. Это сложно, но в ходе такой работы и возникает оригинальный по содержанию и структуре материал.

Мониторинг

Откройте журнал «Власть» в конце года, и вы обязательно наткнетесь на мониторинг упоминаний российских политиков в СМИ. В ходе мониторинга активно применяют разные методы, особенно статистические, контент-анализ (например, подсчитывается, сколько раз на протяжении определенного времени на страницах какой-то газеты появляется имя определенного политика, по каким причинам граждане выходили митинговать) и т. д. Мониторинг дает возможность увидеть «срез» явления, которое мы изучаем, и отследить тенденции.

Рейтинг

Ранжирование по определенному признаку – это и есть рейтинг. Цель публикации в данном жанре заключается в том, чтобы распределить по значимости явления, сходные по определенному признаку. Достигается она за счет аналогии и сравнения. Социалистические соревнования, кстати, тоже рейтинги. Сравнивать можно и надои молока или тонны выданного молодой республике угля, и землевладельцев, миллионеров, школы – да все что угодно. Главное – сравнивать подобное с подобным.Обычно самое слабое место в составлении рейтинга – методология. Это составляющая, которую авторы обычно стараются скрыть от рассматривания под лупой.

Рецензия

Рецензия – не просто отзыв на ту или иную работу, обычно книгу, спектакль, статью и др. Основная задача рецензента – увидеть то, что незаметно непосвященному. Поэтому чем большим запасом специальных знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию. А это трудно сделать, не обладая познаниями в определенной сфере деятельности (кулинарии, литературе, театральной жизни, искусстве и пр.). Специальные знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция, и рецензент должен тщательно подготовиться перед тем, как писать текст, возможно, посоветовавшись со специалистами.

Статья

Главный аналитический жанр. Слово произошло от латинского articulus, первоначальное значение – «часть целого». Поэтому мы так часто слышим это слово в журналистской среде, ведь практически любая отдельная публикация – это часть номера, а значит, статья. Но когда речь заходит о жанре статьи в узком понимании, то имеются в виду вполне определенные публикации. В статьях приводят факты и их интерпретации, размышляют, анализируют и определяют значимость (политическую, экономическую и др.) ситуаций, явлений, процессов и их закономерных связей.Удачная статья создает реальное представление о некой ситуации. Она должна служить источником идей и вдохновения, запускать процесс осознания. «Правильная» статья всегда связана с отображением предмета вполне определенного характера.

Журналистское расследование

Предметом привычного для нас журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно.Если негативные явления – результат действий или бездействия людей или их некомпетентности, виновники, как правило, скрывают причины происходящего. Цель журналистского расследования заключается в том, чтобы определить эти причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь, – «почему?». Не менее важен для данного жанра еще один вопрос – «как?». Причем ответ на него обычно занимает львиную долю времени (в ходе расследования) и объема (в публикации). Мало найдется желающих проводить расследование причин, по которым появился ураган «Катрина». А вот причины, по которым он оказался настолько разрушительным, почему люди и здания оказались плохо готовы к его натиску, – полноценный предмет расследования.Предметом изучения в этом жанре может быть что угодно: и поиск подходящих для младших школьников вебинаров, и то, какие начинки конфет пользуются наибольшим доверием стоматологов Дальнего Востока. Расследование может и не касаться коррупции, криминалистики или политики. Раздвиньте рамки. Между прочим, журналистское расследование может стать подготовительным этапом – сбором информации для публикации в жанрах аналитической статьи, очерка, фельетона.

Обозрение

Обозрение – другой полюс от жанра заметки. Обозреватель должен смотреть глубоко и широко, видя глубинные связи, определяя линии развития явлений и готовясь дать прогноз. Цель работы в данном жанре – помогать практическому решению задач в обозначенной сфере. Так случается в качественных спортивных обозрениях, книжных обозрениях, медицинских и других.Наверняка вам знакомы такие названия, как «Медицинское обозрение», «Международное обозрение», «Итоги», «Панорама», «Обозреватель», «Футбольное обозрение», «Экономическое обозрение», «Зеркало», «Парламентская неделя», «Параллели». Все это издания, справедливо претендующие на полноту, глубину и объективность в своей области.

Прогноз

Предсказания или прогнозы – это предположения о будущем. Люди всегда желают знать, что будет. Они ждут нового экономического кризиса и выхода из него, жаркое лето и прохладу после жары… продолжите сами.Интерес к прогнозам тем выше, чем меньше стабильности. Горе тем экспертам, чьи предсказания не сбываются. Гидрометцентр не в счет.

Версия

В отличие от расследования, версия строится на домыслах автора и не требует доказательств (тем более что иногда это совершенно невозможно). Если прогноз уводит нас в абстрактное будущее, то версия указывает путь развития явлений, которые имеют место в настоящем, или событий, которые уже произошли. Версия – осмысление вариантов развития с разных точек зрения.Версия исключает категоричность. Следует быть осторожным, работая в этом жанре, ведь версия строится на «домысле» и «вымысле». Так и до сожжения на кострах ведьм, возможно, поедающих по ночам младенцев, можно докатиться.

Эксперимент

Предположим, вы сейчас прекратите читать эту главу, возьмете тему, на которую пишете, и составите план статьи во всех жанрах, о которых я уже рассказала. Затем опишете процесс, сделаете определенные выводы, поделитесь впечатлениями и решениями. Пришлете мне результат по электронной почте. Это и будет публикация в жанре эксперимента.Эксперимент часто несет в себе определенную интригу. Она возникает потому, что мы не знаем, чем закончится затея. Бывает, что не все участники эксперимента знают, что участвуют в нем. Это добавляет эксперименту не только определенную долю риска, но и притягательности.Помните передачу «Скрытая камера»?

Очерк

Мы добрались до короля журналистики. Это очерк, а вовсе не репортаж, как можно было бы подумать. Репортер фиксирует событие. Очеркист фиксирует события для того, чтобы раскрыть нам внутренний мир героев. Что, на ваш взгляд, сложнее?Очерк, конечно, уже претензия на литературу, хотя в современных очерках больше документальности, чем художественности. Большинство авторов часто выбирают для очерка темы, настолько драматичные или непредсказуемо-остросюжетные, что читателям интересно читать и без художественности. Хороших авторов мало: редакционная политика, как правило, не рассчитана на выращивание звезд, – писать от первого лица гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. «Я-автор» делает себя мишенью критики читателей и коллег.Наиболее распространенные типы очерковой публикации – фельетон, памфлет, пародия.

Легенда и житейская история

Легенды близки сказке. Они строятся на вымысле и пришли к нам из устного народного творчества. Но одной фантазии для совершенной легенды мало. Хорошая легенда достаточно часто содержит какой-то вполне реальный исторический факт. Таковы легенды о выдающихся полководцах, героях, чудотворцах. Часто легенда рассказывает не только об определенной личности, но и о конкретном месте, событии или явлении. И при этом в ней есть место тайне. Легенда помогает увидеть эпическое и фантастическое в повседневном.Жанр житейской истории близок рассказу в художественной литературе. В отличие от рассказа, в основе журналистской житейской истории обычно лежит обыденный, даже приземленный сюжет. Он близок документалистике, схематичен. Однако его можно «приподнять» над рутиной и превратить в доказательство теорий преемственности, эволюции, влияния взмахов крыльев бабочки на появление ураганов и торнадо.

Игра

Цель игры – заставить читателя снова купить газету или журнал. Публикация глав «Анны Карениной» в журнале – тоже игра. По этому принципу построены и сериалы, и книжные циклы с одними и теми же главными героями («Ругон Маккары» Э. Золя или «Гарри Поттер» Дж. Роулинг).Мы развлекаем читателя, и он остается с нами. Судя по тому, какими темпами растет мировая индустрия развлечений, зрелища становятся все популярнее. Люди идут за теми, кто рассказывает интересные истории. «Родственниками» данного жанра являются хорошо известные кроссворды, чайнворды и т. п.

Некролог

В отличие от криминальных сообщений некрологи информируют читателей о смерти людей (прежде всего известных). Они обязательно включают в себя краткую биографию умершего, информацию, где, когда и как он работал, каковы его достижения, награды. Иногда в некрологе говорится о причине смерти, месте похорон. Завершается некролог словами прощания, выражением скорби.Некрологи на звезд очень преклонного возраста, так же как и документальные фильмы о них, журналисты готовят заранее. О ком, как вы думаете, в редакциях есть некрологи сейчас?

Упражнения к главе 3

Упражнение 1

Если вы добрались до упражнений к третьей главе, есть надежда, что вам удалось осилить описание жанров в журналистике. Какие из них показались вам наиболее подходящими для работы? Ранжируйте их.Составьте план материала, над которым вы сейчас работаете, чтобы его можно было воплотить в наиболее подходящих вам жанрах.Как вы думаете, если вы напишете материал в жанрах, которые вам нравятся, будет ли он читаться лучше? С помощью каких приемов вам удастся раскрыть сюжет? Как правила жанра позволят изложить информацию?Ответьте на вопросы, а затем напишите текст по одному из планов.Совет: возьмите вначале наиболее легкий для вас жанр.

Упражнение 2

Сегодня 29 августа 2013 года. Я открываю Яндекс и смотрю топ-пять новостей. Для первой новости придумываю, как можно ее написать в каждом из жанров, о которых рассказано в третьей главе. Итак.Сегодня у нас:• Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении• В. Жириновский предложил перенести столицу России в Магадан• Против Сулеймана Керимова готовы возбудить дело в Белоруссии• Московское «Динамо» представило очередную порцию новичков из «Анжи»• Эксперты ООН по химоружию уедут из Сирии 31 августаПриступим.Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении.Заметка 900–1000 знаков. Вы прочтете заметку и узнаете, когда и кому президент поручил проверку и какие слова при этом произнес. Будут указаны имена тех, чьи действия президент поручил проверить. Этого достаточно.Составьте план этой заметки.Информационная корреспонденция До 5000 знаков. Суть процесса раскрывать не будем. Более подробно, чем в заметке, расскажем, как в окружении президента и в Следственном комитете отнеслись к поручению. Опишем реакцию чиновников, которыми комитет займется.Перечислим, чьи действия после аналогичных ЧП проверял СК. Чем закончились расследования. Дадим прогноз: вероятно, примерно тем же проверка закончится и на этот раз.Составьте план.Сколько «говорящих голов» вам понадобится для подготовки информационной корреспонденции? Из каких источников вы возьмете архивную информацию?Блиц-опрос Сформулируем вопрос и начнем задавать его разным людям. Например: «Будут ли наказаны чиновники, непрофессионально действовавшие во время наводнения?» Или: «Доверяете ли вы Следственному комитету?» Или: «Кого хотелось бы проверить лично вам?» Ответы на вопрос и лягут в основу публикации.Самостоятельно продолжите список возможных вопросов.Вопрос-ответ М-да… применительно к нашему случаю мне видится такой вариант:«Следственный комитет проверил действия чиновников при наводнении. “Что удалось узнать?” – такой вопрос адресовал следователям президент РФ».«На вопрос президента отвечает руководитель Следственного комитета», и затем цитата – ответ должностного лица.Репортаж Мне сразу пришло в голову два варианта построения сюжета.Первый – подробно рассказать о том, как проходило заседание. Для этого автору нужно там быть. Начать с того, как участники собирались. Кто приехал первым? О чем говорили? Долго ли ждали главного или начали вовремя? И так же подробно нужно пересказать заслуживающие внимания детали.Второй – использовать новость о поручении, данном Следственному комитету, как информационный повод. Репортаж нужно писать с Дальнего Востока, где и произошло наводнение. Можно нарисовать картину того, что происходит в затопленных деревнях. Поговорить с жителями, чиновниками, волонтерами. Или же отправиться в администрацию края или города, к тем чиновникам, которыми займется Следственный комитет. Описать, что говорят, чувствуют и делают чиновники.Придумайте свой сюжет. Какой репортаж по новости хотите написать вы?Составьте план.Информационный отчет Предположим, вы были на совещании (или видели его в прямом эфире, может быть, даже не в «самом прямом», но видели) и знаете, что и как говорил президент. Каким тоном и с каким выражением лица он приказал начать проверку. Побледнел ли при этом представитель Следственного комитета? Или он быстро-быстро записывал поручение в блокнот? Как вели себя и что говорили другие участники собрания?Если у вас есть ответы, составьте план материала в жанре информационного отчета.Как вы думаете, если писать в жанре информационного отчета, стоит использовать цитаты или прямую речь или нет? Какое количество цитат в отчете допустимо, чтобы выдержать соответствие жанру и не переползти в репортаж?Аналитический отчет Помните ли вы, чем этот жанр отличается от аналитической корреспонденции и репортажа? Сюжетом для него становятся выступления и взаимосвязи. Сочиняя аналитический отчет, мы, например, проследим, давал ли президент и другим ведомствам поручения во время заседания. Или же проанализируем, существует ли взаимосвязь между поручением президента и докладами других участников совещания.Напишите план аналитического отчета.Аналитическое интервью Кто может дать интервью по данному новостному поводу? Прежде всего сам президент. Глава Следственного комитета. Чиновники на Дальнем Востоке. Чиновники, которые оказались под следствием после наводнения летом 2012 года. Следователи комитета. Продолжите список.Придумайте вопросы, которые можно задать во время интервью на заданную тему.Социологическое резюме Смело берем один из вопросов, который я придумала для жанра блиц-опрос. Задаем его как минимум сотне человек. Подсчитываем и анализируем ответы, создаем социологическое резюме.Придумайте свои вопросы.Анкетирование Как вы, наверное, уже догадались, вопросы, придуманные для предыдущей части упражнения, подойдут и чтобы провести анкетирование. Анализ ответов, рассказ о ходе работы и составит текст публикации.Опишите последовательность действий при подготовке публикации в жанре анкетирования.Мониторинг Отправляемся в архив. Собираем всю информацию о наводнениях за последний год, пять или десять лет. Не спрашивайте меня почему, но так исторически сложилось, что временные промежутки в год, пять или десять лет – самые популярные для анализа отрезки времени при подготовке публикаций. Затем собираем всю информацию о том, к каким выводам, изучая действия чиновников, приходил Следственный комитет за это время. Излагаем информацию, сравниваем, делаем выводы.Придумайте свой сюжет для мониторинга.Рейтинг Журналисты – циники. Что будем ранжировать в данном случае? Самые суровые последствия, могущие иметь место после поручений президента Следственному комитету? Наказания непрофессиональных чиновников? Наводнения по степени силы?Придумайте свой сюжет и напишите по нему план.Рецензия Честно говоря, этот жанр для главной новости сегодняшнего дня, по версии Яндекса, совершенно не подходит. Могу только предположить, что рецензия на серьезное мероприятие может помочь в случае, если редакция ждет от вас фельетон.Статья Теперь моя очередь составлять план.• Поводом для статьи будет распоряжение президента• Расскажем в пяти строках подробнее, что именно поручил Следственному комитету президент• Предыстория событий: наводнение и его последствия• В чем подозревают чиновников• Слова представителей администрации президента• Слова чиновников на Дальнем Востоке• Как в аналогичных ситуациях развивалась ситуация раньше, и прогнозНе согласны? Составьте свой план статьи.Журналистское расследование Поручение президента станет информационным поводом, который позовет автора в дорогу. Маршрутов у журналиста, как у богатыря на распутье, окажется как минимум три. Расследовать, что же на самом деле происходит на Дальнем Востоке. Расследовать, извините за тавтологию, расследования Следственного комитета по наводнениям. Расследовать, как и что чиновники пытаются скрыть на местах.Напишите план своего расследования.Обозрение Можно собрать информацию о наводнениях лета 2013 года в разных странах мира. Сравнить последствия с ситуацией на Дальнем Востоке. А также посмотреть и проанализировать, по-разному ли и как именно разбираются с чиновниками в разных странах.Придумайте свои сюжеты для обозрения.Прогноз На основании более ранних действий президента, комитета, чиновников на местах, поведения жителей в аналогичных ситуациях мы сможем дать прогноз, что произойдет дальше.Поехали.Версия Помним, что версия – не расследование. Здесь мы вольны фантазировать и предполагать. Выкладывать идеи, которые приходят в голову, и писать о ходе размышлений.Какие версии вам пришли в голову? Что узнает Следственный комитет?Эксперимент Предположим, вы президент. Сколько поручений Следственному комитету вы уже давали? Сколько из них привели к открытию уголовных дел? А сколько к эмиграции? Поговорим об этом подробнее.Поскольку о ходе и результатах вашего эксперимента мне пока ничего не известно, я не буду предлагать вам написать план.Очерк Рискнете раскрыть характер президента через то, как и какими словами он давал распоряжение Следственному комитету? Дерзайте.План составите?Легенда и житейская история Вы, наверное, помните долгие грузинские тосты? Найдите легенду, которую логично будет закончить словами: «И тогда Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении».Другое дело, если вы решите писать житейскую историю. Начать ее следует с рассказа о семье с Дальнего Востока, пострадавшей от наводнения. Закончить же можно словами: «И тогда Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении».Хотите третий сюжет? Пожалуйста. Опишите будни «маленького человека» – чиновника. С ним случилось несчастье: сначала наводнение, а потом еще и «Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении».План за вами.Игра Закончите материал о том, что Путин поручил СК проверить действия чиновников при наводнении, словами: «Мы будем следить за развитием событий». Неважно, в каком жанре все предыдущее, – игра началась.Некролог В этом жанре можно писать не только сообщение о смерти человека. Можно сочинить некролог на поручение. На чиновников, которыми занимается Следственный комитет, или на сам комитет.Это непросто, но подобная работа расширяет границы наших представлений о журналистике и полезна для развития творческих способностей.Напишите план некролога по одному из предложенных сюжетов.Помните, в начале главы я взяла пять новостей из Яндекса? Проделайте с каждой из них такую же работу, как с первой новостью.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Ольга Александровна Соломатина 2 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • орієнтовне меню дієти № 5а
  • Основні етапи підготовки курсових та дипломних робіт. Курсова та дипломна роботи мають свою специфіку, їх деталі зав­жди потрібно узгоджувати з науковим керівником
  • Киста и воспаление яичников
  • Основні етапи підготовки курсових та дипломних робіт
  • Основні якості, що відповідають статусу науковця. № з/п Творчі та ділові якості Основні характеристики 1. Професійні знання Наявність знань
  • І. Інтегральна оптика в інформаційній техніці
  • N Интервьюирование.
  • IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса