Отечество с избранными святыми. Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Отечество с избранными святыми.


.

Начало ХУ века

Новгород

Дерево, темпера. 113х88

Ветхий Денми восседает на высоком огненном престоле, опираясь ногами на косо поставленное подножие. На Его коленях Христос Эммануил, обеими руками поддерживающий круглую сине-голубую «славу» с белым голубем – символом Святого Духа. Над спинкой престола – два шестокрыла (шестикрылые серафимы), а возле подножия – красные крылатые круги с очами – «очистые», «престолы». Это изображение одного из небесных чинов. По бокам престола – отшельники-столпники Даниил и Симеон, а справа внизу юный апостол, по утверждению авторов каталога Третьяковской галереи, Фома или Филипп. Как раз к Филиппу обращены слова Спасителя: Видевший Меня видел Отца(Ин., 16; 9).

Белые одежды Ветхого Денми, по утверждению того же каталога, символизируют невидимость Бога Отца.

В новые времена появилась Новозаветная Троица, где изображены сидящие рядом Христос и Ветхий Денми, а над ними в сиянии парит Дух Святой в виде белого голубя.

Таковы основные иконографические типы – персональные образы Второго лица Пресвятой Троицы – Бога Сына Иисуса Христа. Благодаря им мы узнаем Спасителя в сложных композициях икон праздничного чина, которые показывают этапы земной Его жизни: Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Омовение ног и других. В них чаще всего Христос предстает «средовеком» - человеком среднего возраста, одетым в канонические пурпурный хитон с клавом и синий гиматий.

Неверным было бы не упомянуть о том, что существует немалое число икон София – Премудрость Слова Божия, в которых Спаситель предстает в символическом виде увенчанного царским венцом ангела. Этот образ известен с У1 века[45] и основан на библейских пророческих видениях Исайи и Иакова.

В образе ангела Христос представлен в Ветхозаветной Троице и в иконе, известной как Спас Благое молчание. Можно согласиться с исследователями, полагающими, что этот последний, весьма редкий, извод есть плод книжных мудрствований, характерных для ХУ1 века.

Нечасто встречаются иконы извода Христос – Агнец Божий, хотя в композициях литургической тематики изображение Спасителя в виде Младенца, находящегося в потире - чаше Евхаристии, достаточно распространено.

Поздние композиции аллегорического характера, такие как Христос Лоза истинная, Спас Недреманное око и другие, появляются в ХУ1-ХУП веках, но широкого распространения не находят.


[1] «Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа долгое время занимал христиан, начиная со времен первых его последователей, - пишет автор книги Основы иконографии древнерусской живописи Ю.Г. Бобров. – Констанция, сестра византийского императора Константина, жившая в начале 1У века, разыскивала среди изображений Христа подлинное и обратилась в связи с этим к Евсевию Кесарийскому (263-339), который ответил, что образ Христа не по силам человеческой живописи и что необходимо обратиться к внутреннему созерцанию». - Ю.Г. Бобров. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 187.

[2] Цит. по: Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПб., 2002. С. 78.

[3] Священник В. Владимирский. Богочеловек в церковной живописи. – О церковной живописи. Части первая и вторая. – СПб., 1998. С. 164.



[4] С. Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб., 2002. С..75.

[5] Ю.Г .Бобров. Указ. соч. С.188.

[6] Цит. по: С.Алексеев. Указ. соч. С. 75-76. Это свидетельство, однако, иные исследователи почитают подложным: оно появилось лишь в Х1У веке и напрямую совпадает со сложившейся к тому времени иконографией Спасителя.

[7] Там же,. С.76.

[8] Цит.по: Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. – М., 2001. С.5.

[9] Здесь и далее, говоря об иконографическом типе того или иного образа, мы будем иметь в виду основные канонизированные изображения, на основе которых возникают варианты – изводы, отличающиеся друг от друга деталями, но сохраняющие суть иконографического типа. Внутри извода конкретные иконы могут быть точными копиями, созданными на основе прориси, списками копийного или более вольного характера.

[10] Их можно рассматривать на основе чисто внешнего признака как оглавные, оплечные, поясные, в рост – с фигурой сидящего или стоящего Спасителя, но более естественной представляется типологизация на основе сущностных качеств образа.

[11] «Посему-то Творец по Божественному Провидению придал руке человека ни больше, ни меньше перстов, а столько, сколько нужно для означения имени Христова», - пишет Дионисий Фурноаграфиот в Ерминии. Цит.по: Припачкин И.А. Указ. соч. С. 9.

[12] Едва ли не самое прославленное среди таких изображений Христа-Младенца хранилось в Риме, на Капитолии, в сакристии храма Санта Мария ин Арачели. Арачели – изображение Младенца в натуру, согласно преданию, вырезанное ангелами из оливы, росшей в Гефсиманском саду, было похищено в 1994 году и ныне заменено копией, также вырезанной, но уже рукой мастеров скульптуры, из оливы Гефсиманского сада.

[13] Св. Феодор Студит писал: «Одно ( видимый образ Христа) – печать, другое – отпечатанное изображение. Однако и до отпечатывания отпечаток на печати. Печать, однако, была бы недействительной, если бы не имела отпечатка на каком-либо веществе. Соответственно и Христа пришлось бы признать недеятельным и недействительным, если бы Он не был видим в изображении искусства. (…) во Христе произошло соединение несоединимого, смешение того, что не смешивается, неописуемого с описуемым, бесконечного с конечным, неограниченного с ограниченным, не имеющего образа с имеющим видимый образ, что и удивительно». - Цит по кн.: Савина С.Г.. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. – СПб., 2001. С. 120.

Загрузка...

[14] Остальные три: Спас-Златые власы (Государственные музеи Московского Кремля), Ангел-Златые Власы (ГРМ) и Благовещение - называемое Устюжским (ГТГ).

[15] Древнерусское искусство Х-начала ХУ века. – Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 1. М., 1995. С..54.

[16] Там же.

[17] С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб., 2002 С. 104.

[18] Припачкин И.А. Указ. соч. С. 30-31.

[19] Там же. С. 38-39.

[20] Там же. С.144

[21] Попова О.С. Икона «Спас Ярое око» из Успенского собора Московского Кремля. /Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 129.

[22] Там же. С. 147.

[23] Иконы Рыбинского музея. Каталог. М., 2005. С. 30. Эсхатология – это религиозное учение о судьбах мира и человека.

[24] Появление иконографии Христа как Пантократора С.Г.Савина связывает с церковью St/ Apollinare in Classe в Равенне – Цит. изд, с.82.

[25] Томас Мэтьюз (проф. Института искусств в Нью-Йорке).Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе (Английский оригинал опубликован в 1986г.) - Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Под ред. А.М. Лидова. – СПб., 1994. С. 9.

[26] Там же. С. 10.

[27] Менее распространен образ Христа-Оратора – стоящего в полный рост, получивший имя Смоленской иконы Спаса.

[28] С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. – СПб.: Сатис, 2002. С.106-107.

[29] К единому мнению по поводу происхождения чина ученые до сей поры не пришли. См.: Е.Я.Осташенко. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца Х1У – первой трети ХУ века. – М., 2005.Сс. 155-157.

[30] Там же. С.154

[31] И.А.Припачкин. Указ.соч. С. 72.

[32] И.А.Припачкин. Указ. соч. С. 80.

[33] Там же. С. 81.

[34] Киноварный фон, горячий колорит, введение множества персонажей и их обведенные темным контуром фигуры с заметно увеличенными головами, выраженно славянские их лики – все сближает эту икону с такими образцами новгородской живописи, как принадлежащая собранию Русского музея икона Еван, Георгий и Власий, причем два последние персонажа повторяются практически буквально (только Власий в тронной иконе дан на нижнем поле в центре оплечно, а не в рост). А поскольку обе названные иконы происходят их поселка Крестцы Новгородской губернии, у исследователей были все основания предположить, что и созданы они были одновременно, в одной мастерской и даже одним мастером.

[35] Алексеев. Указ.соч. С. 121.

[36] Искусствоведы утверждают, что этот иконографический тип сложился на основе римского образа императора-триумфатора.

[37] «Символом евангелиста Матфея стал человек потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; св. Марка – лев, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; св. Луки – телец (телец как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; св. Иоанна – орел, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу, «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина». - Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 1999. С. 16. Реже в этих символах видят символику граней личности Христа, когда антропоморфный ангел означает Его воплощение в человеческом облике, человечность, телец – жертвенность, лев – царственность, орел – духовность (по св. Иринею Лионскому, Блаженному Иерониму и др.).

[38] Таким образом, икона в соответствии с Божественной иерархией открывает картину Царства Божия и мира, вошедшего в это Царствие. Иерархичность выражена композиционно.

[39] Языкова. Указ. соч. С..64

[40] Саккос (в переводе с греческого – мешок) был предметом царского одеяния.

[41] Накидываемый на плечи омофор символизирует спасаемую Добрым Пастырем и несомую им на плечах заблудшую овцу.

[42] Головной убор архиереев и митрофорных протоиереев, богато украшенный. Символизирует терновый венец Спасителя.

[43] И.А. Припачкин. Указ. соч. С. 112-115.

[44] Там же. С. 51.

[45] Там же. С.126.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Отечество с избранными святыми.

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Рубежный контроль
  • Не песец, но горностай
  • Языковые средства, обеспечивающие единство текста
  • Параметры операции выдавливания.
  • Настройка размерных параметров. Размерный стиль
  • Тема 10. Прогнозирование налоговых поступлений.
  • Тема 4.1. Текстовые процессоры
  • Тема 4.5 Роторные дробилки