Государь. Плотный, земной Хлестаков —Басилашвили Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Сударь. Плотный, земной Хлестаков —Басилашвили


.

темпераментно готов ежесекундно срывать ≪цветы удовольствия

≫. Вся сцена вранья —это не сорванные удовольствия,

Не вранье, а вдохновенное мечтание. И про Пушкина он слышал

Чей-то приглушенный разговор, и жест —рукой на горло — подсмотрел у кого-то, вольнодумного.

В азарте и пьяном вдохновении Хлестаков вскакивает на

Клавикорды, на которых только что сыграл одним пальцем мотив

Танца, а потом прошелся в мазурке с замлевшей от восторга

И ужаса Марьей Антоновной (Н. Тенякова). Под продолжавшую

Звучать музыку на клавикордах он заканчивает свой

монолог: ≪Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут

сейчас в фельдмарш ...≫

В этот момент вновь звучат зловещие такты и за спиной

Хлестакова появляется страшный призрак. Потусторонний голос

Повторяет последние слова Хлестакова.

Товстоногов поставил трагический водевиль, в котором

Грань между трагедией и водевилем стирается точной жизненной

Логикой, абсолютно полным учетом предлагаемых обстоятельств,

Оцениваемых не с точки зрения театральной традиции,

А по жизни и по пьесе.

После монолога Хлестакова у Гоголя идет реплика городничего:

≪(подойдя и трясясь всем телом, силится выговорить).

А ва-ва-ва ... ва≫.

Как следует, как вообще можно сыграть этот эпизод? Либо

Восприняв его в водевильном ключе, либо театрально изобразив

Страх, либо, что предпочитает Товстоногов, действительно городничему

Испугаться так, чтобы не было сил выговорить привычное

Для чиновника обращение.

Довести городничего до такого страха, ужаса, отчаяния может

Только одно —если в лице Хлестакова он увидит возмездие,

Грозную руку судьбы, если их конфликт будет переведен

Из бытовой в остросоциальную сферу.

Исходя из справедливой мысли о широком обобщающем

Смысле комедии Гоголя, в которой отразилась вся николаевская

Россия, Товстоногов сценически укрупняет конфликт

≪Ревизора≫. Городничий товстоноговского спектакля испугался

за всех. Наваждения, липкий страх ночных кошмаров, муки ≪виновной

совести≫ (Белинский) преследуют не одного Антона

Антоновича. Даже не только всех чиновников города —больна

Совесть эпохи, в которой гибли П у ш к и н и Лермонтов, отправлялись

На виселицу и в Сибирь честные и дерзостные умы,

Уходил в вечное изгнание Герцен и благоденствовал Фаддей

Булгарин.

Исторический взгляд на пьесу заключался для режиссера

Не столько в точном восстановлении реалий быта, хотя в этом

Отношении спектакль безупречен (декорации Г. Товстоногова,

Костюмы по эскизам М. Д о б у ж и н с к о г о ) , сколько в нахождении


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Государь. Плотный, земной Хлестаков —Басилашвили

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Уксус — верный спутник человека
  • План лекційного заняття
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ АВАТОМИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ВУТЕЙ. При УЗИ внутрипеченочные протоки в норме не определяются, поэтому изучают состоя­ние только внепеченочных желчных протоков
  • Класифікація вмбухових речовин
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ АНАТОМИЯ ПЕЧЕНИ. Границей между правой и левой долями печени (в виде полоски высокой эхогенности) слу­жат серповидная и круглая связки печени
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ АВАТОМИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ВУТЕЙ. При УЗИ внутрипеченочные протоки в норме не определяются, поэтому изучают состоя­ние только внепеченочных желчных протоков
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ АНАТОМИЯ ВИЛОЧКОВОЙ ЖЕЛЕЗЫ. Ультразвуковое исследование вилочковой железы выполняется трансстернальным, ретростер-нальным и парастернальным доступами с обязательным получением ряда
  • УЛЬТРАЗВУКОВАЯ АНАТОМИЯ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ. УЗ И М П проводится через переднюю брюшную стенку (трансабдоминально), а также с при­менением внутриполостных высокочастотных датчиков (трансректальный