Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Воздействие цвета и света на восприятие объемов в пространстве


.

Читать реферат для студентов

Большое влияние на восприятие формы оказывает свет, его направление, падающие и собственные тени. При освещении комнаты неярким светом, отраженным от потолка, т.е. падающим на все предметы сверху, создается впечатление пасмурного полдня. При одностороннем освещении, резком и теплом по цвету, которое образует резкие тени от всех предметов, создается ощущение летнего вечера, когда свет яркий, боковой и т.п. Наиболее правильное впечатление о цвете мы получаем при солнечном освещении в полдень.

В свете ламп накаливания почти отсутствуют синяя и фиолетовая части спектра, поэтому красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета воспринимаются лишь с незначительными отклонениями по сравнению с этими же цветами при дневном свете, в то время как синие и фиолетовые поверхности значительно темнеют и краснеют.

Свет люминесцентных белых ламп дневного света по своему спектральному составу близок к естественному дневному свету небосвода. При освещении этими лампами восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении. При окраске помещений и оборудования необходимо учитывать те изменения, которые произойдут с цветом поверхностей при искусственном освещении.

В зависимости от способа решения задачи соотношений предмета и фона можно добиться впечатления удаленности или приближенности предмета, ощущения увеличения пространства, и, наоборот, создания т.н. «кулисной перспективы» - т.е. наложение контуров, выявление ближнего плана, второго, иллюзорное отдаление третьего плана (табл. 1).

Расчлененные плоскость или пространство воспринимаются в некоторой степени большими, чем нерасчлененные. В основе этого лежат зрительные иллюзии и психологический момент: на обозрение расчлененного пространства или плоскости требуется больше времени, чем на обозрение плоскости нерасчлененной.

Таблица 1. Изменение цвета в зависимости от цвета фона

(при естественном освещении)

Цвет фона Цвет объекта
красный желтый зеленый синий
черный красно-розовый светло-желтый светло-зеленый светло-синий
белый бордовый грязно-желтый темно-зеленый темно-синий
красный зеленовато-желтый голубовато-зеленый синий яркий
оранжевый малиновый зеленовато-желтый голубовато-зеленый синий яркий
желтый вишневый голубовато-зеленый синий яркий
зеленый красно-малиновый желтый с оранжевым оттенком синий с фиолетовым оттенком
голубой светло-красный ярко-желтый желтовато-зеленый синий с фиолетовым оттенком
синий алый ярко-желтый зеленый
фиолетовый красно-оранжевый яркий ярко-желтый зеленый яркий синий холодный
пурпурно-красный оранжевый яркий зеленовато-желтый зеленый яркий синий холодный

Цвет фона

Цвет объекта

красный

желтый

зеленый

синий

черный

красно-розовый

светло-желтый

светло-зеленый

светло-синий

белый

бордовый

грязно-желтый

темно-зеленый

темно-синий

красный

зеленовато-желтый

голубовато-зеленый

синий яркий



оранжевый

малиновый

зеленовато-желтый

голубовато-зеленый

синий яркий

желтый

вишневый

голубовато-зеленый

синий яркий

зеленый

красно-малиновый

желтый с оранжевым оттенком

синий с фиолетовым оттенком

голубой

светло-красный

ярко-желтый

желтовато-зеленый

синий с фиолетовым оттенком

синий

алый

ярко-желтый

зеленый

фиолетовый

красно-оранжевый яркий

ярко-желтый

зеленый яркий

синий холодный

пурпурно-красный

оранжевый яркий

зеленовато-желтый

зеленый яркий

синий холодный

Синий и голубой цвета кажутся нам более удаленными, чем желтый и красный. Более теплый и более насыщенный цвет воспринимается как более близкий, а холодный и более разбеленный - как более дальний, что связано со сложившимися представлениями об удалении.

Рассеянный бестеневой свет или свет с мягкими тенями как свет, не выявляющий формы (ее тяжести, веса, объема), способствует расширению пространства, иллюзорно облегчая объемы и делая положение их в пространстве менее конкретно читающимися.

Светлая матовая отделка основных плоскостей помещения (стен, пола, потолка, мебели и оборудования) способствует рассеянному освещению и, следовательно, некоторому облегчению всех объемов и плоскостей.

Помещения со светлой окраской и отделкой оборудования кажутся всегда больше, чем помещения того же размера с темной окраской и отделкой.

Высветление теней за счет окраски также способствует менее четкому и контрастному восприятию объема. При естественном освещении помещение, у которого затененная стена со светопроемами окрашена в белый цвет, будет казаться просторнее как за счет ликвидации сильного яркостного контраста, так и за счет менее четкого восприятия внутреннего объема помещения.

Используя закономерности восприятия предметов при окраске тем или иным цветом можно добиться значительной визуальной коррекции предметов или пространства. Так, если окраска теневых сторон предмета светлее, то зрительно воспринимаемый объем уменьшается. Если тона мебели насыщенные и темные, то объемы кажутся приближенными и более крупными, если тона менее насыщенные и холодные, то объемы кажутся удаленными.

Загрузка...

Окраска больших плоскостей в маленьком помещении в насыщенные и темные цвета приводит к затеснению пространства. Окраска помещения в светлые и холодные малонасыщенные цвета иллюзорно расширяет помещение. Окраска плоскости или объемов несколькими цветами разрушает впечатление монолитности.

Тепло и насыщенно поданый первый план на холодном и разбеленном фоне воспринимается как расположенный близко к наблюдателю. Эффект отдаления фона при этом будет ощутимей.

Окраска стен помещения в «удаляющие» или «приближающие» цвета дает широкие возможности в области корректировки объемов помещений. Если в помещении, окрашенном в теплый тон, одна стена выделена разбеленным голубым или светло-зеленым цветом, то создается впечатление удаленности этой стены. Это впечатление усиливается, если перед этой стеной расположен ярко или тепло окрашенный объект, выходящий на первый план и способствующий большему удалению фона.

Так, используя закономерности восприятия пространств в зависимости от способа их окраски можно получить противоположное впечатление от одного и того же объема. Если в большом и длинном помещении (коридоре, проходе) торцевые стены или встроенные в торцы шкафы окрашены холодным «удаляющим» колером, то создается впечатление удлинения помещения или сквозного прохода. Сам проход в этом случае будет казаться уже. Если же торцы коридора окрашены в теплые, интенсивные тона, то его длина будет зрительно сокращаться. Зрительному сокращению длины будет также способствовать размещение в торцах элементов с крупными деталями или членениями, окраска контрастными цветами и т.п., а проход в этом случае будет казаться шире.

Цветовая окраска может вызвать явления, сходные с известными оптическими иллюзиями. Желтый цвет, например, зрительно как бы приподнимает поверхность, и она кажется более обширной. Белый и желтый цвета создают эффект иррадиации. Они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные поверхности, зрительно уменьшая их. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.

Вышеперечисленные приемы описывают лишь некоторую группу психофизиологических явлений, возникающих в результате совокупного воздействия цвета и света. Для более глубокого знакомства с данной проблематикой при решении эргономических задач необходимо привлечение сведений из областей светотехники и колористики как наук, близких эргономике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные цвета.

2. Какие цвета являются дополнительными?

3. Что такое «светлотный контраст»?

4. Что такое «цветовой контраст»?

5. Какие цветовые сочетания являются наилучшими?

6. Какие цвета называют теплыми, а какие холодными?


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Computer Graphics
  • Cклади пально-мастильних матеріалів, пiноутворювача i порошку
  • CONVERSATIONS OVERHEAD
  • DEVELOPING VOCABULARY
  • CONTENTS. Why did the dinosaurs become extinct at the end of the Cretaceous, after having been so successful for so long?
  • Decide what information you need
  • Числові функції
  • English Meals