VI. ГЛОССАРИЙ 4 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

VI. ГЛОССАРИЙ 4 страничка


.

Читать реферат для студентов

Социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Способности - индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности.

Среда воспитания - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

Среднее образование - уровень общего или профессионального образования, получаемый в результате усвоения соответствующих учебных программ. В общем образовании различают неполное среднее (7-9 лет обучения по общеобразовательной программе; открывает путь к получению начального или среднего профессионального образования) и полное среднее (10-13 лет обучения; дает возможность осваивать основные программы университетов и др. вузов). В большинстве стран неполное общее среднее образование признается обязательным.

Среднее (полное) общее образование – третья ступень общего образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Стандарт образования - 1) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.



Т

Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) - новое (с 50-х годов) направление в пед. науке, к-рое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения к-рых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов пед. процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. П. т. служит конкретизацией методики. В основе Т. о . и в. лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего и воспитательного циклов.

Торговля детьми «Торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации считаются «торговлей людьми» даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из средств воздействия.

Ст. 11 Конвенции защищает детей от «незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы». В ст. 21 отмечается, что усыновление ребенка в другой стране не должно привести «к получению неоправданных финансовых выгод». Ст. 32 защищает детей от экономической эксплуатации и от выполнения работы, представляющей опасность для здоровья ребенка; ст. 33 — от незаконного употребления наркотических веществ; ст. 34 — от сексуальной эксплуатации, а ст. 36 — от других форм эксплуатации. Ст. 35 требует от государства приложить все усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды в одной из вышеуказанных целей.

Традиционные практики, отрицательно влияющие на здоровье детей подразумевают под собой нанесение ритуальных порезов, клеймение, нанесение татуировок, проколы кожи; религиозные церемонии инициации, включая погружение детей подводу; намеренное дискриминационное обращение с детьми, включая насилие, наносящее вред здоровью, кормление ребенка определенного пола и/или заботу только о мальчиках; отсутствие ухода и заботы за детьми-инвалидами или детьми, родившимися в определенные дни; ограничение в употреблении пищи и т.д.; формы воспитания, которые наносят вред здоровью; ранние браки и выкупы за невесту.

Толерантность (Tolerance) - (от англ. tolerance)- терпимость, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия, выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжѐнности (интолерантности) и достижения взаимных договорѐнностей относительно несовпадающих интересов и ценностей. При изучении проблем межнациональных отношений часто говорят об этнической толерантности, т.е. позитивном отношении к представителям других этнических групп, иных культур, при одновременном сохранении позитивного отношении к людям своей национальности. Толерантность (в т.ч. этническая) - явление социальное, толерантность не может быть абстрактной, т.к. еѐ уровень и формы проявления в каждой конкретной ситуации в межличностных и межгрупповых отношениях различны.

Традиционные этносы- отличаются общинной организацией, жестко действующей нормативной системой — традициями, обычаями и нормами (взаимопомощи, поддержки и др.), основывающимися на кровнородственных связях. Третичное или высшее образование -Третичное образование также называют третьей стадией или третьим уровнем образования, и оно включает в себя профессиональное образование. Высшее образование обычно включает в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру и обычно осуществляется в университетах.

Трудновоспитуемость - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному пед. воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая пед. просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и соц. развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие соц. адаптацию, усвоение учебных программ и соц. ролей.

У

Уважение взглядов детей — В соответствие со ст. 12 Конвенции о правах ребенка, государство обязано обеспечивать ребенку, способному сформулировать свои

собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. По мнению Комитета по правам ребенка статья 12 Конвенции содержит один из четырех руководящих принципов Конвенции. В частности, статья 12 указывает, что дети должны иметь возможность быть заслушанными в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающегоих. Конвенция утверждает o право детей на участие в принятии решений, касающихся их здоровья и отношения к ним.

Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает вследствие совершения противоправного общественно-опасного деяния, за совершение которого предусмотрена ответственность (наказание) в соответствии с уголовным кодексом. В соответствие со статьей 40 Конвенции, ребенок, нарушивший закон, имеет права на такое обращение, которое способствует развитию у него «чувства собственного достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка».

Уполномоченный по правам ребенка — это независимый институт, созданный с целью мониторинга, продвижения и защиты прав ребенка, который имеет право представлять и публиковать мнения, рекомендации, предложения и отчеты по своей инициативе или по просьбе других организаций по любым вопросам, касающимся продвижения и защиты прав детей. Институт уполномоченного может свободно рассматривать любые вопросы, находящиеся в их компетенции, независимо оттого, подняты они национальным правительством или самим институтом; заслушивать любого человека и получать любую информацию и любые документы, которые необходимы для оценки ситуации, находящейся в их компетенции; свободно обращаться к общественности как напрямую, так и через любые средства массовой информации. Институт уполномоченного должен соответсвовать «Парижским принципам» (Принципам, относящимся к статусу независимых национальных институтов по правам человека), принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г., и Конвенции о правах ребенка. 18

Управление образованием - 1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри к-рой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У. о. включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Услуги по уходу за ребенком предоставляются государственными и частными детскими учреждениями, включая центры ухода за детьми, дошкольные организации. Конвенция запрещает дискриминацию детей по причине инвалидности, поэтому работники по уходу за детьми должны производить необходимые изменения в своей практике, чтобы интегрировать детей с особыми потребностями. Услуги по уходу за ребенком могут включать медико-санитарные, социально-бытовые услуги. Государство и общество в целом несут ответственность за обеспечение ухода за детьми, что выражается в предоставлении доступных и реальных услуг.

Усыновление/удочерение предпринимается с целью обеспечения постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители. При рассмотрении

возможного выбора для усыновления лица ответственные за усыновление ребенка должны выбрать наиболее подходящие для ребенка условия. Родителям ребенка, будущим приемным родителям и, в зависимости от обстоятельств, самому ребенку следует предоставить достаточно времени и обеспечить надлежащие консультации для скорейшего решения вопроса о дальнейшей судьбе ребенка. Учреждения или службы опеки и попечительства должны убедиться во взаимоотношениях между усыновляемым ребенком и будущими приемными родителями до его усыновления. Законодательство должно обеспечить, чтобы ребенок был признан в качестве законного члена приемной семьи и пользовался всеми вытекающими отсюда правами. 19

Учебный план, документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. У. П., как правило, включает 3 части: график учебного процесса - периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени - общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; план учебного процесса - перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объѐма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачѐтов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части У. П. Могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).

Учреждения специальные (коррекционные) образовательные - учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

Ф

Философия воспитания - трактовка сущности воспитания, его принципов и ценностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Формальное образование - это образование, которое получают в начальных, средних и третичных образовательных учреждениях. Сфера формального образования включает в себя систему школ, колледжей, университетов и других образовательных учреждений. Формальное образование характеризуется последовательными ступенями очного обучения и предназначено для возрастной категории от 5 до 25 лет. По его результатам могут выдаваться соответствующие свидетельства.

Формы организации воспитательного процесса - формы, в рамках к-рых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Ф. о. в. п. складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т.д); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия.

Формы получения образования – организационные формы освоения образовательной программы, которые реализуются в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся, отличаются по объему учебного времени, предусмотренного данной формой для совместной деятельности обучающего и обучающегося (очная, заочная, экстернат, семейное образование и самообразование).

Фуркация в образовании - построение учебного плана в старших классах средней общеобразовательной школы по уклонам (гуманитарный, естественно-математический и др.), с преимущественным вниманием к определенной группе учебных предметов.

Центр дневного пребывания предоставляет возможности для обучения и общения детей с особыми потребностями, детей с ВИЧ/СПИДом, предлагает программы социальной реабилитации для подростков, находящихся в конфликте с законом. В таких центрах дети приобретают навыки самостоятельной жизни и получают возможность развиваться. Центры могут работать по программам дошкольного и школьного обучения, предоставлять услуги психологов и медицинских работников. В центре дневного пребывания, родители детей могут получить консультацию психолога, юриста и врача-педиатра. Нередко в таких центрах работают группы взаимопомощи и проводятся тренинги для взрослых.

Эксплуатация — включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

Экономическая активность детей — широкая концепция, которая охватывает наиболее производительную деятельность, осуществляемую детьми, независимо оттого, осуществляется ли такая деятельность в интересах рынка или нет, оплачивается ли она или выполняется бесплатно, осуществляется в течение нескольких часов или на условиях полного рабочего времени, имеет ли она регулярный или случайный характер, является ли она законной или нелегальной; она не включает поденный труд, выполняемый детьми в домашнем хозяйстве, и учебу в школе. Для того чтобы ребенок считался экономически активным, он должен проработать не менее одного часа в любой из дней в течение справочного периода в семь дней. «Экономически активные дети» — это скорее статистическое, чем юридическое понятие.

Эксклюзия (исключение, отторжение, отчуждение, изоляция, сегрегация) в сфере образования - ситуация, в которой дети с особыми потребностями лишены возможности пользоваться правами в получении полноценного качественного образования, соблюдение которых гарантировано им международными, национальными и местными нормативно-правовыми актами. Эксклюзия тесно связанна с проблемами бедности и минимального жизненного стандарта. Эксклюзии из полноценного образовательного процесса подвергаются, прежде всего, дети, с которыми жестоко обращаются, работающие дети, дети-мигранты, дети-беженцы, дети кочевников, дети религиозных, этнических и языковых меньшинств, перемещенные дети, дети из зоны конфликта, беспризорники, дети-солдаты, дети из бедных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, инфицированные вирусом ВИЧ и страдающие от СПИДа.

Эмиграция (Emigration) - [ лат. emigrare переселяться, выселяться] -- 1) добровольное или вынужденное переселение из своей страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными и пр.) (ср. иммиграция) 2) совокупность эмигрантов, проживающих в какой-л. стране, напр. русская ~ в Париже.

Ю

Ювенальная юстиция — система законодательства, регулирующая правоотношения в области отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, механизм защиты и соблюдения прав несовершеннолетних правонарушителей в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. Основой ювенальной юстиции являются ювенальные, или подростковые суды, которые должны заниматься не только карательными мерами, а, прежде всего, профилактической работой и реабилитацией подростков. Особое внимание проблеме правосудия для детей уделено в нескольких статьях Конвенции: статья 40 устанавливает нормы для отправления правосудия, статья 37 касается защиты детей, лишенных свободы, а статья 39 касается мер, необходимых для реабилитации и реинтеграции.

Конвенция о правах ребенка призывает к тому, чтобы система правосудия ориентировалась на ребенка и признавала, что ребенок является субъектом основных прав и свобод. Наилучшие интересы ребенка должны быть в центре любого судебного процесса, и детям должны гарантироваться надлежащие процедуры в судах. Статья 40 конкретно утверждает права на справедливый суд, юридическую защиту, охрану личной жизни, установление минимального возраста, ниже которого ребенок не может быть привлечен к уголовной ответственности, и соответствующие средства защиты всех прав человека и соблюдения юридических гарантий.

Благожелательная к ребенку система правосудия должна принимать во внимание возраст ребенка и степень его зрелости, а также проявлять ко всем детям уважение и не унижать их достоинства. Дети, как и взрослые, должны пользоваться презумпций невиновности до доказательства противного, иметь право на юридическую защиту, присутствие родителя или опекуна и право на личную жизнь.

В соответствии с различными нормами ООН детей, совершивших не очень серьезное правонарушение или совершивших его в первый раз и признавшихся в нем, рекомендуется передавать из формальных судебных систем в соответствующие альтернативные программы. Такие программы руководствуются четырьмя основными правилами:

 они не объявляют детей виновными, поскольку занимаются лишь теми, кто сознался в правонарушении;

 они не лишают ребенка свободы;

 случай может быть передан в обычную судебную систему, если не удается достичь разрешения проблемы или если меры, которыми располагает альтернативная система, неадекватны;

 обвиняемый на протяжении всего времени сохраняет право на судебное разбирательство или юридический пересмотр.

Конвенция решительно подчеркивает, что лишение свободы должно быть лишь крайней мерой и на самые минимальные сроки. Статья 37 Конвенции запрещает пытки или жестокое отношение к детям, вынесение смертного приговора и осуждение на пожизненное заключение, равно как незаконное задержание и лишение свободы. В статье указывается, что с детьми следует обращаться гуманно, без унижения их достоинства и что они должны быть отделены от взрослых и иметь право поддерживать связь со своей семьей. Если лишение детей свободы используется как крайняя мера, должны быть разумные альтернативы для обеспечения того, чтобы осужденные за уголовные преступления дети получали помощь в восстановлении нормальной жизни.__


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал VI. ГЛОССАРИЙ 4 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • История кальция
  • ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ.
  • Клинико-лабораторные отличия от паратифов А и В.
  • НИИОГАЗа
  • УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МОЛОКА В ТЕЧЕНИЕ МЕНСТРУАЦИЙ
  • Выбраковка, мечение и пересылка маток
  • Получение маток с переносом личинок
  • В многокорпусных ульях