О творчестве Шаховского. Отдельно, т.к. много. Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

О творчестве Шаховского. Раздельно, т.к. много.


.

Читать реферат для студентов

О творчестве Шаховского. Отдельно, т.к. много.

С именем А.А. Шаховского /1777 - 1846/ связана яркая страница, в истории русской культуры. Шаховской был ведущим драматургом 1800-х - 1830-х годов, теоретиком театра, инициатором ряда полемик по актуальным вопросам литературного развития. Пьесы Шаховского составляли основу репертуара столичных и провинциальных театров первой трети простого столетия, некоторые из которых ставились «вплоть до конца XIX в». Шаховской был первым в России театральным педагогом, первым русским режиссером, стоял у истоков первого театрального журнала "Драматический вестник", 1808 г. Эстетика Шаховского оказал влияние на дальнейшее развитие русской эстетической мысли и становление русской комедиографии. Кроме того, фигура Шаховского интересна и рядом обширных литературных связей. Актуальность диссертации. Многоаспектное изучение драматургического наследия Шаховского позволит дополнить и обогатить наше представление о становлении русской драматургии и театром взаимодействии и эволюции жанров, о разнообразии идейно-художественных, тенденций драматургии первой трети XIX в., по-новому осмыслить ряд явлений литературной и театральной жизни этого времени.

Между тем, драматические произведения Шаховского исследованы еще недостаточно полно и всесторонне, существующие концепции творчества драматурга во многом противоречивы и спорны. Творчество Шаховского не освещено ни в одной монографии, количество посвященных ему статей также невелико. Наследие драматурга не собрано: большая часть г произведений не опубликована и хранится в: фондах Государственной- Театральной библиотеки им. А.Б.Луначарского в Санкт-Петербурге.

. Освоение творчества Шаховского началось еще в 1800-е годы, когда на страницах: периодических изданий стали регулярно появляться рецензии на спектакли по пьесам Шаховского, статьи полемического характера. На этих критических выступлениях лежала печать личного пристрастия их авторов. Характер рецензий определялся не столько достоинствами или недостаткам пьес Шаховского, сколько вообще уровнем развития критики. Анализ пьес зачастую подменялся пересказом их содержания, описанием игры актеров.

•В конце XIX в. были предприняты попытки создать биографию Шаховского, дать непредвзятую оценку его творческому наследию. Место драматургии Шаховского в литературном процессе первой половины XIX столетия, ее влияние на культурную жизнь общества этого периода определялись в общих курсах истории русской словесности /В.В.Сиповский, П.Смирновский, Н.Энгальгардт,. Н.Н.Булич/.

Литературоведение и критика XIX - начала XX вес. обращали внимание прежде всего на морально-этическую проблематику пьес Шаховского, характеры центральных персонажей, слог его стихотворных комедий, оставляя вне освещения жанровое своеобразие и поэтику его произведений. Первыми исследователями творчества 0 писателя были созданы лишь предпосылки для всестороннего изучения драматургии Шаховского.

В советскую эпоху драматургическому наследию Шаховского уделяется внимание в немногочисленных статьях общего характера, посвященных русской комедии первой половины XIX в. /А.Л.Слонимский, Б.В.Томашевский, В.Б.Сандомирская, Г.Р.Москвичева, Ю.В.Стенник и др./, в работах по истории русского театра /С.С.Данилов, А.А.Гозенпуд и др./. В поле зрения исследователей попадают новые аспекты творчества драматурга: проблема метода, жанра, комедийного характера. Делаются первые наблюдения над поэтикой пьес Шаховского, однако они еще носят разрозненный характер. Авторы ряда работ обращаются к драматургии Шаховского прежде всего для того, чтобы создать выигрышный фон для грибоедовского "Горя от ума". •



Важным вкладом в изучение творчества Шаховского явилось издание в 1561 г. ряда его комедий и стихотворных произведений, снабженных обстоятельными комментариями А.А.Гозенпуда. Его содержательная статья, предваряющая сочинения драматурга, по сути, стала первым опытом монографического изучения, наследия Шаховского.

В последние годы исследователями творчества Шаховского была осознана необходимость более углубленного изучения его произведений. В результате такого подхода проблемы драматургии Шаховсксю нашли глубокое истолкование в диссертациях С,И.Щеблыкина, С.М.Шаврыгина и ХН.Сербул.

Однако ряд аспектов творчества Шаховского не получил обстоятельного освещения в литературоведческой науке. Не выяснен характер мировоззрения писателя /чаще всего оно определяется как "реакционно-охранительное", причем исследователи не считают нужным аргументировать свою точку зрения и, тем более, разъяснять смысл этого определения/. Не исследована жанровая природа драматургии Шаховского, особенности взаимоотношений между жанрами комедии, водевиля и комической оперы. Комические оперы крайне редко привлекали внимание литературоведов. Изучение комедий Шаховского, как правило, ограничивается обращением лишь к отдельным пьесам, чаще - к опубликованным. Многие исследователи отмечают такое важнейшее свойство драматургии Шаховского, как полемичность; однако не идут дальше анализа "Нового Стерна" и "Липецких вод". Наконец, нет целостного исследования такого явления, как "театр Шаховского".

Загрузка...

Первая глава называется "Социально-эстетическая позиция А.А.Шаховского". В ее первом разделе: общественно-политические взгляды драматурга.

Мировоззрение Шаховского формировалось в русле общего развития социального сознания в России конца 18 - начала 19 вв. В этот период в России наблюдается заметное стремление к национальному самоопределению, самопознанию, выявлению национальных корней русской культуры, особенно активизировавшееся во время Отечественной войны 1812 г. Крепнет чувство национальной гордости, проблема патриотизма и утверждения национального достоинства становится одной из самых актуальных для русского общества.
В основе мировоззрения Шаховского лежит мысль о национальной самобытности России, о ее особом историческом пути, отличном от пути других государств. Это должен быть нереволюционный путь. Шаховской с нескрываемой враждебностью относится к Французской революции, резко порицает французских философов-материалистов, книги которых, по его мнению, ведут к "безбожию", а следовательно, к безнравственности, забвению христианского долга. Особый русский путь, по Шаховскому, предполагает сохранение и развитие православия и патриархальных основ.

Слагаемые системы социально-политических взглядов Шаховского - "вера к небесной и (неразборчивый текст) к земной Троице - Церкви, Царю и Отечеству". Искренне религиозный, Шаховской видел назначение веры в том, чтобы "возвышать человека над г сечи земными превратностями", укреплять его дух. Церковь, по мнению писателя, сыграла важную роль в истории России - в объединении русских земель, консолидации сил для отпора интервентам. Православная вера - залог благосостояния России, сохранения нравственных устоев. Таким образом, в религии Шаховского привлекает прежде всего морально-этический аспект. С религиозными убеждениями связано и представление драматурга о законности, разумности монархической власти в России, о необходимости единения всех сословий на основе незыблемых нравственных начал. Истинным хранителем национальных начал является крестьянство, народ. Шаховской призывает к изучению русской истории, народных обычаев, фольклора, видя в них отражение народного сознания, духа и быта. Общественные явления рассматриваются Шаховским сквозь призму морально-этических категорий.

Неоднозначное освещение получает у Шаховского проблема "Россия - Запад". Негодование драматурга вызывает космополитизм дворянства. Люди, лишенные уважения к своей культуре, языку, в понимании Шаховского, достойны лишь презрения, ибо без "народной гордости" "и народ и человек вечно простоят на коленках перед истуканами, ими же позолоченными сусальным золотом". Однако, осуждая раболепие перед Западом, Шаховской в то же время выступает за обучение всему лучшему у иностранных культур, является сторонником синтеза русской и западно-европейской культурных традиций. Главное условие всестороннего развития России драматург видит в просвещении, которое должно быть истинным, т.е. основываться на национальных традициях, народных морально-этических представлениях.

Общественно-политическая позиция Шаховского в известной мере предвосхищает пафос славянофильских умонастроений.

Шаховской воспринял и развил ряд положений общественно-политической концепции русских просветителей: идею просвещенного абсолютизма, веру в могущество человеческого разума, взгляд на просвещение как на единственный путь к прогрессу.

Социально-политические взгляды Шаховского, носившие ярко выраженный просветительский характер, обусловили основные черты его эстетики и идейное звучание его произведений. Анализу литературно-эстетических взглядов драматурга посвящен второй раздел главы. В нем уделяется внимание и театральной эстетике Шаховского, некоторым аспектам его деятельности как режиссера и театрального педагога, поскольку его драматургическая практика находилась в неразрывной связи с практикой театральной.

Шаховской как писатель сформировался на рубеже 18 - 19 вв. Для духовной жизни этой эпохи были характерны сосуществование, противоборство и взаимовлияние различных типов художественного мышления - классицизма, романтизма, сентиментализма, все сильнее заявляли о себе реалистические тенденции. Творчество Шаховского испытало на себе всю сложность и противоречивость переходного периода литературного развития.

Причину некоторых противоречий в творчестве Шаховского можно усмотреть и в особенностях психологического склада его личности. Шаховской, по свидетельствам мемуаристов, был очень противоречивой натурой, сочетавшей в себе детское добродушие и способность к крайнему предубеждению, самокритичность и обидчивость, раздражительность; фанатичную преданность театральному делу и зависть к чужим успехам на этом поприще. Думается, подобные психологические свойства личности писателя в немалой степени сказались и на характере его творчества.

Художественные искания Шаховского были столь разнонаправлены, что его творчество в целом никак не укладывается в жесткие рамки какого-то одного направления. Если в начале своей творческой деятельности он выступал как сторонник классицизма, то в дальнейшем ощутил искусственность, нормативность поэтики этого направления, его оторванность от повседневной действительности. Чуткий ко всему новому в литературной жизни, драматург пробовал силы в создании романтических .
Уже в 1800-е - 1810-е годы у Шаховского складывается просветительское понимание предназначения театра, роли писателя-комедиографа в обществе /"забавляя, разуму учить"/. Установка на дидактико-воспитательную функцию сатиры свидетельствует о генетически связи Шаховского с русским просветительством 18 в. Отсюда берет начата немаловажный в его комедия:, элемент назидательности, морализаторства. Шаховскому свойственна ориентация на комедию как исторически верную картину быта и нравов воссоздаваемой эпохи. Образцами комедийного искусства для него являются произведения Мольера, Аристофана, Шекспира, Фонвизина.

Для эстетики Шаховского характерно резкое неприятие неестественности, условности, фальши в искусстве, будь то сентиментализм, элегический романтизм, романы с мистическим элементом, тяжеловесность и высокопарность слога в трагедиях или аффектация чувств в слезных драмах. И в своих художественных произведениях, и в режиссерской практике Шаховской стремился к жизненной достоверности, естественности, "натуральности", правде чувств и характеров, которая достигается тщательной мотивировкой сценических ситуаций и поведения персонажей, умением воссоздать живую разговорную речь и приметы реального быта.

Взгляды Шаховского на некоторые характерные явления театральной действительности нашли отражение в комедии "Полубарские затеи, или Домашний театр" /?год?/, в которой в пародийной форме высмеяны стремление сторонников театрального классицизма регламентировать поведение трагического актера на сцене, обычай одевать исполнителей трагических ролей в тяжеловесные, помпезные костюмы. Комедия содержит полемические выпады против условности амплуа наперсников. Ходульность героев, излишняя патетика жанра трагедии были высмеяны Шаховским в комико-аллегорической интермедии "Меркурий на часах, или Парнасская застава" и других произведениях.

Эстетические взгляды Шаховского реализовались в его творческой практике, оказали влияние на дальнейшее развитие русской эстетической мысли, становление русской комедиографии.

Во второй главе исследуются жанровые особенности драматургии Шаховского.

Цель своей жизни Шаховской видел в создании национального театра. Драматургия Шаховского, очень разнообразная в жанровом отношении /им написаны классические трагедии, сатирические и "светские" комедии, комические оперы, водевили, драмы, феерии/, представляет собой своего рода мини-модель репертуара такого театра.. Создавая его, Шаховской осваивал предшествующий ему опыт русской и западноевропейской комедиографии и перерабатывал его в соответствии со своими творческими принципами, в центре которых стояло требование жизненной достоверности.

Мастерство Шаховского наиболее полно проявилось в трех жанрах - комедии, комической оперы и водевиля, которые ближе других подошли к правдивому отражению действительности, а значит, и к художественному реализму, были менее условны, чем произведения "высоких" жанров, менее сковывали художника правилами и допускали его обращение к живой речи народа, его ?неразборчиво?. Совокупность этих трех жанров, их взаимодействие и взаимовлияние и определили особенности комедийного театра Шаховского.

В первом разделе главы анализируются особенности жанра комедии в творчестве Шаховского. Устанавливается, что формирование некоторых черт комедийной поэтики Шаховского начинается уже в ранней его комедии "Коварный" , еще выдающей литературную неопытность автора. Однако если в этой пьесе внимание драматурга привлек абстрактный порок /"коварство"/, то в дальнейшем в его творчестве возобладал интерес к русской действительности, ее быту и нравам. Иногда Шаховской прибегает к пространным ремаркам, чтобы широко представить бытовой фон, на котором разворачивается действие. Например, такую функцию в неоконченной комедии "Игроки" /1827/ выполняет детальное описание ярмарочной площади. Ярмарка, живущая по своим особым законам, становится своеобразной моделью жизни. Быт в комедиях Шаховского является не только фоном: в тех или иных явлениях бытового характера зачастую кроются причины конфликтов. Подчеркнутое внимание Шаховского к бытовой стороне действительности выгодно отличало его комедии от пьес некоторых его современников /Н.И.Хмельницкого, А.И.Писарева и других/, насыщало произведения Шаховского конкретикой и способствовало постепенному приближению русской литературы к реалистическому воспроизведению жизни.

Для многих комедий Шаховского характера актуальная общественная проблематика. В его творчестве сохраняются темы и образы, свойственные сатире и комедии классицистического направления, большую роль в организации драматического действия играет соблюдение правила трех единств. Однако новая эпоха вносит коррективы в художественную систему комедий Шаховского. Он подвергает переосмыслению все составляющие драматического произведения: элементы сюжета, конфликты, номенклатуру образов.

Изменения конструкции сюжета, характеров персонажей в комедиях Шаховского тяготеют к большей естественности, жизненной достоверности происходящего на сцене: любовная интрига не выполняет сюжетообразующей функции, препятствия на пути влюбленных утрачивают условный характер и мотивируются всем предыдущим содержанием пьесы; в ряде пьес интригу ведут не слуги, а активные, действующие герои; характеры действующих лиц утрачивают присущую героям комедий 18 в. однолинейность /деление на положительных и отрицательных персонажей у Шаховского не соблюдается строго, в одном персонаже совмещаются несколько традиционных амплуа/. Организация драматического действия усложняется: для пьес Шаховского характерно наличие двух тесно связанных частных сюжетов, вынесение завязки действия за рамки текста, большое значение приобретает внесюжетная область комедии /монологи персонажей, выходящие за непосредственные тематические границы разговора, предыстория героев с характерным для просветительства вниманием к их воспитанию, кругу чтения, наличие внесценических персонажей/. Внесюжетная сфера в комедиях Шаховского позволяет раздвинуть пространственно-временные границы комедийного действия, расширить диапазон явлений действительности, отображаемых в пьесе, выступает одним из средств типизации.

Шаховского занимает проблема положительного героя комедии. Драматург предпринимает попытку создать комедию, в которой такой герой окажется в центре драматической коллизии, будет не резонером, а непосредственным участником' действия. Эти искания драматурга реализовались в комедиях "Тетушка, или Она не так глупа" /1821/ и "Аристофан, или Представление комедии "Всадники" /1820-1825/. В диссертации устанавливаются некоторые точки соприкосновения этих-пьес с "Горем от ума" А.С.Грибоедова. Диссертант опровергает мнение некоторых литературоведов о том, что "Аристофан" написан в целях соревнования с грибоедовской комедией. В качестве аргумента используется автограф Шаховского в альбоме П.И.Кеппена, представляющий собой фрагмент монолога Аристофана с точным указанием его места в структуре текста пьесы и датированный 9 августа 1820 г., когда об успехе "Горя от ума" говорить было еще рано. Исследователь доказывает, что обращение двух драматургов независимо друг от друга к одной и той же коллизии, исполненной подлинного драматизма, свидетельствует о ее актуальности для общественной жизни России первой половины XIX в., а также об определенной общности эстетических исканий Шаховского и Грибоедова, о важности поисков путей воплощения положительного начала для развития русской комедии, но отнюдь не о полемической направленности пьесы Шаховского по отношению к "Горю от ума"'.

При исследовании принципов создания комедийных характеров диссертант обращается к анализу форм поведения персонажей комедий, имея в виду "своеобразие воплощения "склада личности" и внутреннего мира человека - его намерений и установок в действиях, в манере говорить и жестикулировать". Анализ речевого поведения действующих лиц позволяет сделать вывод о том, что индивидуализация речи персонажей, ее социальная и психологическая мотивированность способствуют достижению жизненной достоверности и художественной убедительности. Игровое поведение персонажей /преднамеренное или невольное исполнение той или иной роли, шутовство, ложь/ также является важнейшим средством создания комедийных характеров, позволяя более ярко и выпукло обнажить их сущность. В числе прочих в работе анализируется образ лжеца Зарницкина из комедии "Не любо - не слушай, а лгать не мешай" /1818/, он сопоставляется с Хлестаковым из "Ревизора" Н.В.Гоголя. Диссертант доказывает несостоятельность представлений о новаторстве гоголевской комедии как полном отрицании писателем достижений предшествующей комедиографии.

В комедиях Шаховского проявилась тенденция к синтезу двух " направлений - комедии сатирической и "светской". Многие его комедии способами создания характеров, использованием комически осложненных ситуаций /переодевание, путаница, мистификация/ приближаются к водевилю; в комедиях используются элементы водевильной поэтики.

Второй раздел посвящен анализу комических опер Шаховского. Несомненно, драматурга привлекла связь этого жанра с фольклором, с традициями народного театра, особая демократичность комической оперы, Комические оперы Шаховского можно разделить на оперы с бытовым содержанием /"Пузин, или Продажа села", "Любовная почта"/ и волшебно-фантастические /"Карачун, или Старинные диковинки", "Русалка", "Чурова долина, или Сон наяву"/.

Тематика поднимаемых проблем, принципы создания характеров, некоторые художественные приемы /сатирические обобщения, использование характерных фамилий для обозначения отрицательных персонажей, выражение авторских идей отрицательными героями/ сближает комические оперы бытового содержания с комедийным творчеством Шаховского.

Волшебно-фантастические оперы менее интересны, поскольку в основном вторичны,- Они наследуют традиции русской волшебной оперы 18 в., представлявшей собой обработки былинных и сказочных сюжетов. Комические оперы Шаховского были в большей степени связаны с литературными традициями, чем с фольклорным. Даже в сказочных операх обращение к народному творчеству у Шаховского опосредствовано литературными источниками /"Славянские древности, или Приключения словенских князей" М.Попова, "Ночь на распутье" В.Даля/.

К волшебным операм у Шаховского восходят пьесы-дивертисменты, комедии и водевили с "великолепьем спектаклем" - драматическим действом, включающим песни, танцы, обрядовые сцены, превращения /"Алепский горбун, или Размен ума и красоты", "Волшебная лампадка, или Кашемирские пирожники". Ощущая генетическое родство оперы и водевиля, Шаховской синтезирует их возможности и создает ряд опер-водевилей. Фантастическая опера под его пером зачастую трансформируется в "волшебную оперу-водевиль", "волшебную комедию".

В третьем разделе объектом исследования становится жанр водевиля. Отношение к нему у Шаховского было неоднозначным. По его мнению, эти "бенефисные поделки" не заслуживали серьезного внимания, так как были предназначены лишь для развлечения и не способствовали высокой цели драматического искусства - нравственному воспитанию публики. Однако Шаховской был далек от полного отрицания этого жанра, так как понимал, что он открывает широкие возможности для наиболее разностороннего проявления актерского мастерства, для импровизации. Водевиль привлек внимание Шаховского и тем, что позволял синтезировать элементы других жанров, других видов искусства - музыки, хореографии.

Шаховской создал первые образцы водевиля на русской сцене /"Казак-стихотворец", "Крестьяне, или Встреча незваных", "Ломоносов, или Рекрут-стихотворец"/, синкретичность жанра которых была подчеркнута определением "опера-водевиль". В творчестве Шаховского можно выделить и другие модификации водевильного жанра: "комедия-водевиль", "водевиль-балет", "праздник-водевиль", "пословица-водевиль", "волшебный водевиль". Водевили Шаховского чаще всего представляют собой переделки пьес французских драматургов, из которых предпочтение отдается Э. Скрибу, зарекомендовавшему себя как автор так называемых "хорошо сделанных пьес", т.е. произведений, которым свойственны занимательность интриги, виртуозное построение сюжета при неглубокой разработке характеров. Эти черты отразились и в водевилях Шаховского, восходящих к театру Скриба. Шаховскому удалось сделать водевили яркими, сценичными, изобилующими внешними комическими эффектами, остроумными куплетами, узнаваемыми ситуациями.

Вместе с тем Шаховской предпринимает попытки наполнить водевиль серьезной проблематикой, что сближает его с сатирической комедией. Так, в водевиле "Актер на родине, или Прерванная свадьба" он обличает судейское чиновничество, взяточничество, воплощает свой просветительский взгляд на театр как действенное средство морального оздоровления общества; в пьесе «Два учителя, или Aslnus asinum fricat»поднимает вопрос о дворянском воспитании; тема слепого подражания иностранным образцам находит воплощение в водевиле "Живые картины, или Чужое хорошо, а свое дурно". Социальная проблематика в этих водевилях присутствует не только в куплетах /что типично для водевильного жанра/, но и входит непосредственно в текст пьесы. В водевилях нашли отражение общественно-политические взгляды Шаховского, в частности, его понимание сущности социальных отношений /"Сват Гаврилыч, или Сговор на яму", "Крестницы, или Полюбовная сделка", убежденность в нравственном превосходстве русского народа над другими /"Девкалионов потоп...''/. Стремление Шаховского насытить водевиль- жанр, не претендующий на особую глубину и изначально рассчитанный на развлекательность и незначительность изображаемых событий, - серьезной проблематикой приводит к тому, что в водевиль входит, так сказать, "неводевильное" содержание.

Представляют интерес поиски Шаховского в области сюжетосложения водевиля. Драматург сознательно отказывается от любовной интриги как завязки действия. В водевиле любовного дела почти нет, -пишет он А.Н.Оленину о пьесе . «Живые(?) картины...» - женщин старых две, молодая одна, но та больше сидит в рамке портретом, чем стоит на театре любовницей". Это свойство присуще и многим водевилям.

Водевиль Шаховского зачастую сближается с другими жанрами: комедией /как бытовой, так п "светской"/ комической оперой, мелодрамой. Драматург приспосабливает водевильную форму для выражения своих социально-эстетических воззрений, для полемических выступлений.

Анализ особенностей жанров комедии, водевиля и комической оперы в творчестве Шаховского позволяет заключить, что театр Шаховского тяготеет к нарушению традиционной чистоты жанра. Творчески компонуя элементы различных жанров, а также используя возможности разных видов искусства, драматург создает, таким образом, синтетическую комедийную форму, обеспечивающую спектаклю яркую зрелищность, позволяющую наиболее полно донести, основную идею автора и оказать максимальное эстетическое воздействие публику. Вместе с тем, взаимовлияющие жанры у Шаховского не утрачивают, своей определенности, специфичности. Вследствие этого открываются новые возможности художественной выразительности, происходит дальнейшее развитие и обогащение жанров.

Основными чертами, присущими комедийному театру Шаховского в целом, являются: наличие морально-этического конфликта, общий морализаторский тон его пьес, их полемическая заостренность, перенесение любовной интриги на периферию драматического действия, введение предыстории героя дет мотивировки его характера, статичность характеров, стремление драматурга к созданию неодноплановых образов, к широкому отражению явлений действительности и вследствие этого усиление роли внесюжетной области пьесы. Слезет ответить также сквозные мотивы, присутствующие, в пьесах разных жанров - "Игра'', "театр", "маскарад". Жизненная достоверность в пьесах Шаховского сочетается с игровым /т.е. условным/ началом.

Важное место в художественной структуре пьес Шаховского занимают полемика и пародирование, анализу которых посвящена третья глава "Полемическое и пародийное начала в художественной структуре пьес А.А.Шаховского". Драматург продолжает восходящую к комедии 18 в. традицию вынесения литературно-эстетических споров на театральные подмостки. Шаховской зарекомендовал себя как мастер литературной полемики, умеющий оперативно откликаться на новые явления литературной жизни, чутко улавливать слабые места произведений своих противников и метко их поражать. В первое десятилетие XIX в. Шаховской принимает участие в полемике о сентиментализме и балладном романтизме /"Коварный", "Новый Стерн", "Урок кокеткам, или Липецкие воды"; "Своя семья, или Замужняя невеста", написанная в соавторстве с А.С.Грибоедовым и Н.И.Хмельницким/. Основным приемом, используемым драматургом для дискредитации этих направлений в литературе, является пародирование. В диссертации ставится вопрос об объектах пародирования, оспаривается точка зрения некоторых ученых, видящих в "Новом Стерне" пародию на трагедии В.А.Озерова, пьесы Н.И.Ильина. Диссертанту близко суждение, высказанное еще литературоведением конца XIXв., о том, что в "Новом Стерне" высмеиваются эпигоны Н.М.Карамзина, 8днако при этом Шаховской не мог не задеть и самого Карамзина как родоначальника русского сентиментализма, ибо "изъяны подражания всегда коренятся в почве оригинала". "Новый Стерн" - пародия на целое литературное направление, цель ее - дискредитация сентиментализма как особого типа художественного сознания, как художественной системы далекой от отражения реальной действительности и чуждой, по мнению Шаховского, русской культуре.

В комедиях "Липецкие воды" и "Своя семья,.." устанавливаются скрытые цитаты из произведений В.А.Чуковского, ранее не отмечавшиеся исследователями.

В 1820-е - 1830-е годы образовались новые центры литературной борьбы. Шаховской активно участвует в литературных полемиках. Мишенями его полемических выступлений становятся жанры водевиля и мелодрамы, состояние журнальной критики, развлекательные комедии Н.И.Хмельницкого /"Новости на Парнасе, иди Торжество муз", литераторы так называемого "торгового направления" - Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, О.И.Сенковский /"Каламбурист и журналист, или Артисты в редуте", "Феникс, или Утро журналиста". В арсенале Шаховского появляются новые для него средства ведения полемики: наряду с пародией он использует меткую эпиграмму, включая ее в художественную ткань пьесы.

Зачастую в пылу полешки Шаховской не удерживался от личных выпадов в адрес своих противников. Так, в диссертации устанавливается адресат полемических выступлений Шаховского в пьесах "Ворожея, или Танцы духов" и "Пурсоньяк, Фалалэй Скотинин, или Рохус Пумперникель в новом виде" - литератор и театральный деятель Р.М.Зотов. 3 водевиле "Пурсоньяк..." полемически обыгрывается сюжетная схема оперы Зотова "Въезд в столицу Фоки Фалалеича, или Рохус Пумперникель". Полемическая направленность указанных пьес Шаховского ранее в литературоведении не отмечалась.

Основной пафос полемических выступлений Шаховского заключается в борьбе за общественное содержание литературы и искусства, за их высокое предназначение. Обращение драматурга в полемических целях не только к комедии, но и к иным жанрам /водевилю, комико-аллегорическому дивертисменту и др./ свидетельствует о поиске писателем новых полемических возможностей, которые открывает драматургия, новых способов сделать полемические выступления максимально действенными.

В заключении отмечается. что жанровое многообразие драматургии Шаховского, ее цельность и художественная самобытность позволяют говорить о "театре Шаховского", т.е. о его целостной драматургической системе, обладающей законченностью, внутренней логикой, своими принципами и законам, тем более, что им создано свыше, ста произведений, долгое время доминирующих в театральном репертуаре столицы и провинции. Творчество Шаховского сыграло немаловажную роль в общем процессе демократизации литературы, в приближении ее к реалистическому воспроизведению действительности.

Шаховской видел цель своего творчества в том, чтобы заложить "обширный и прочный фундамент", опираясь на который, более талантливые драматурги смогут создать свой "театр" и обогатить русскую литературу. Поставленную перед собой задачу Шаховской выполнил в полной мере. Его опыты в области комедии и водевиля оказали плодотворное влияние на творчество А. С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, водевилистов ЗО-х - 40-х гг. XIX в. Следует, однако, отметить, что речь идет не о непосредственной влиянии Шаховского на их замыслы, а о той творческой атмосфере, литературном контексте, оказавших воздействие на формирование этих драматургов, на подготовку почвы для создания их произведений.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал О творчестве Шаховского. Отдельно, т.к. много.

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Aufgabe 3. Beantworten Sie die Fragen.
  • AKTIVER WORTSCHATZ
  • Основные публикации. 1883, 1890 Tonpsychologie (2 vols)
  • Основные публикации. 1921 Psychodiagnostik. In W
  • Aufgabe 13. Beantworten Sie die Fragen.
  • Admission procedures
  • Auf dem Markt
  • Техніко-економічне обгрунтування ЗТО