Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Средневековья и Возрождения Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Развитие школы как общественного института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в критериях западноевропейского Средневековья и Возрождения


.

Читать реферат для студентов

ЛЕКЦИЯ 3.

Вопросы для изложения и обсуждения:

- Какими были воспитание, школьное дело и педагогическая мысль в условиях западноевропейского Средневековья?

- Что представляли собой первые университеты?

-Каковы черты образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения?

Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Средневековья

В IV-V веках Римская империя переживала глубокий социально-экономический и культурный кризис: использование труда рабов становилось невыгодным, интенсивное рабовладельческое хозяйство приходит в упадок; сокращается торговля; центр хозяйственной жизни переносится из городов в огромные поместья знати; верхние и средние слои городского населения постепенно теряют свое социально-политическое влияние, а вместе с ним и интерес к ценностям античной культуры.

В начале IV века христианство становится государственной религией. В сфере образования начинают господствовать духовные феодалы – «князья церкви». Основными типами школ становятся: приходские, монастырские, соборные школы. Содержание образование отличается ярко выраженной религиозной направленностью.

Уровень образования в варварских государствах Западной Европы в VП-Х веках был чрезвычайно низок. Почти повсеместно господствовала элементарная неграмотность.

Но в ХI веке в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы происходят существенные изменения: начинается отделение ремесла от сельского хозяйства, отмечается рост городов. У городского населения стали появляться элементы нового отношения к миру и человеку, оно становилось более самостоятельным, склонным мыслить рационалистически. Это не могло не отражаться на школьной практике. В ХП - ХШ вв. возникают и получают развитие светские школы для горожан – городские начальные школы, школы счета, школы для девочек и др. В ХШ - ХIV вв. из системы ученичества рождались особые учебные заведения - цеховые и гильдейские школы.

С середины ХП века начинается разграничение научного исследования и обучения. Научное исследование постепенно выделяется в самостоятельную профессию. В конце ХП - начале ХШ вв. происходит выделение высшего образования. На основе городских школ возникают университеты.

Средневековая Западная Европа существовала и развивалась в одно время с другими крупнейшими средневековыми цивилизациями: византийской, древнерусской, индийской и др. В каждой цивилизации существовала своя педагогическая практика, соответствующая своим педагогическим идеалам. Но средневековые мыслители, в отличие от античных философов, не ставили основного для античной педагогики вопроса о том, какого человека надо воспитывать. Средневековое общество было разделено многочисленными феодально-сословными и корпоративными перегородками. Тип человека в средние века был в большой степени задан сословными традициями. Отсюда, важнейшим для средневековья вопросом всегда оставался вопрос о том, как нужно учить и воспитывать. Средневековая педагогика носила преимущественно прикладной характер. Ее внимание было обращено на методику воспитания и обучения.

Церковные школы (С V века известные такие типы школ, как соборные, монастырские, приходские) - преемники античной традиции. Язык образования – латынь. В школах учились мальчики и юноши.

Городские школы содержались на средства магистрата и подразделялись на школы счета, дававшие элементарное образование и латинские (городские) – школы повышенного типа, где обучение велось на латинском и родных языках, включало арифметику, географию, естественные науки, технику, элементы делопроизводства.



Одна из форм обучения – ученичество – состояла в том, что мастер брал на обучение за определенную плату 1-2 учеников.

Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие получила Рыцарская система воспитания, обслуживающая интересы феодалов. Мальчики 10-12 лет в доме знатного феодала или при дворе короля – роль пажа. В 14-16 лет- оруженосец. В 18-21 год – посвящение в рыцари.

Идеал воспитания – юноша, овладевший различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственностью (впоследствии стал эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения).

Содержание образования – семь рыцарских добродетелей (верховая езда на лошади; владение копьем, мечом, щитом; фехтование; охота; игра в шахматы; умение слагать стихи, петь; плавание).

Педагоги – лица из служивой дворовой челяди, музыканты, поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры).

Обряд посвящения в рыцари включал испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах.

Девочки воспитывались в семье. Дети знатных родителей в женских монастырях обучались грамоте, основам ведения хозяйства, иностранным языкам, музыке, чтению религиозных книг.

Возникновение университетов.

В конце XI - начале XII вв. кафедральные и монастырские школы становятся крупными учебными центрами – первыми университетами: в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Оксфордский и Кембриджский) – добровольными объединениями ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.

Организационная структура классического университета состояла из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6-7 лет изучались «семь свободных искусств», после чего его выпускникам присваивалась степень «магистра искусств» и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5-6 лет, а по окончании присваивалась степень доктора наук. Основными видами занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что безусловно дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)

В 13 веке в Европе насчитывалось 19 университетов, в 14 веке – добавилось еще 25 университетов. Важной чертой европейских университетов являлся их демократизм (принимались люди всех возрастов из разных стран). Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если обучение было успешным, получал степень бакалавриата (первая ученая степень).

Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Возрождения

Эпоха Возрождения вошла в историю развития европейской культуры как гимн человеку, его величию, красоте, неограниченным творческим возможностям. Эпоха Возрождения – это эпоха новой идеологии – идеологии гуманизма.

В ХIV веке развитие производительных сил в Европе привело к разложению феодального строя и зарождению в его недрах буржуазных общественных отношений. Именно с этим связано появление нового мировоззрения, в центре внимания которого стояла активная личность, способная самостоятельно осваивать мир. В противовес феодально-церковному аскетизму новая гуманистическая этика провозглашала право человека на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, активной, творческой личности.

Гуманизм Возрождения оказал огромное влияние на развитие педагогической теории и практики. Воспитание, как утверждал Эразм Роттердамский, один из ярких идеологов гуманизма, должно развивать человека умственно и физически, приучать к самостоятельности мышления, формировать высокие нравственные качества. Именно педагогика Возрождения разработала и провела на практике новый тип школы («Дом радости» Витторино де Фельтре, частная школа в Феррари талантливого педагога Гуарино Гуарини), приближающийся к реализации гуманистического идеала гармонического развития человека.

Философия педагогики гуманистов эпохи Возрождения предвосхитила многое из того, что получило полное развитие только у просветителей ХVШ века.

XIV – XVI вв. – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии.

Две педагогические концепции: 1) церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Цель воспитания – аскетизм, покорность, фатализм; 2) гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» - М. Монтень). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование.

Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера.

Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей.

Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры.

Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие.

Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист.

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне не произвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми.

Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др.,– велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии).

Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, Гаргантюа постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п.

Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей.

Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ.

Сочинение: «Опыты»

- Вера в неисчерпаемые возможности человека;

- Необходимость образования с раннего возраста;

- Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо.

Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем».

Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию.

Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое»

Женское образование может повредить естественным прелестям женщины.

Эразм Роттердамский (1469-1536 гг) –голландский философ-гуманист, писатель, педагог.

Сочинения: «Похвальное слово глупости»;

«О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г);

«О методе обучения» (1511);

«О приличии детских нравов».

Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека.

Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд».

«Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию».

Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться.

Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола.

Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное.

Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения:

1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы).

2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты.

3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла).

4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка.

5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным источником для инновационного гуманистического поиска в наши дни.

ЛЕКЦИЯ 4.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Средневековья и Возрождения

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Почти весь день мы в Турции. Впечатления неоднозначные. По улочкам идешь - будто в Ялте. Такие же узенькие, маленькие, на склоне. Сережа не раз сказал: "Стамбул - город контрастов". Так и
  • Правила безопасности при работе на кабелях
  • Полиспасты для спасательных работ. Федор Фарберов 2007 г. +2009 год 3 страница
  • Пожалуйста, не обожгись://ficbook.net/readfic/666977 7 страница
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  • пожарной тактики и службы
  • Поздравляет Вас с весенними праздниками!!!
  • Пожалуйста, не обожгись://ficbook.net/readfic/666977 9 страница