Идея дезурбанизации И.Леонидова Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта

Мысль дезурбанизации И.Леонидова


.

Имя Ивана Леонидова давно стало легендарным. Это связано в первую очередь с уникальностью его работ, которые, оставшись в своем абсолютном большинстве на бумаге, оказали и продолжают оказывать плодотворное воздействие на архитектурное творчество XX века. Безусловно, творчество И. Леонидова эволюционировало, отражая внутреннее «биение» пульса художника и реагируя на внешние воздействия. Но, видоизменяясь, оно в целом отличалось всегда завидной стабильностью — как в своей мировоззренческой (в первую очередь эстетической и этической) основе, так и в изобразительно-графическом представлении.

Архитектурное мышление И. Леонидова и изобразительный язык его проектов тесно связаны с его философией жизни и искусства, с теми моральными и эстетическими принципами, которых он придерживался. Мечта и жажда преображения мира и личности, вера в созидательную миссию искусства, в котором — как и в жизни — он ценил сдержанность и самоограничение, стали неразрывными спутниками его жизни, а новаторство — естественной необходимостью деятельности. Отсюда леонидовская концепция человека — свободного мечтателя и творца. Принцип его идей, основанный на пространственном взаимодействии и пересечении простых геометрических объемов и форм в системе трех ортогоналей, быстро осваивается И. Леонидовым еще в студенческие годы и находит законченное выражение в знаменитом проекте Института Ленина, ставшем отправной точкой и своеобразной моделью всего конструктивистского периода его творчества. Все последующие проекты супрематической серии следуют модели Института Ленина, интерпретируя и развивая ее в зависимости от функциональной специфики объекта или его местоположения. Проект кинофабрики, Проект Дома Центросоюза. Работы периода30х можно рассматривать как одно из высших достижений архитектурного супрематизма, как виртуозное воплощение в композиции возможностей чистой геометрической формы. К сожалению, ни один из его проектов не был реализован. Проект Наркомтяжпрома стал безусловным прообразом следующего периода в творчестве. Архитектура не только становится более сложной, но и, детализируясь, обретает материальную реальность — металла, стекла, камня.

И.И .Леонидов — Санаторий Наркомтяжврома. Кисловодск. Парковая лестница.

Безусловно воздействие на проекты И. Леонидова 1940—1950-х годов общей, ориентированной на историю стилистической направленности советской архитектуры. В эти годы — в отличие от 1930-х — архитектора уже больше интересуют древнерусские образцы и зодчество Востока. Не имея возможности проектировать крупные комплексы или здания, он сосредоточивает основное внимание на разработке отдельных тем и деталей, на пластической и колористической их интерпретации. В проектах, выполненных в Академии архитектуры, он использует причудливые сочетания и комбинации уже апробированных им форм с заимствованными из стилей прошлого. И хотя многие из этих проектов напоминают скорее «вариации на тему», чем самостоятельные произведения, И. Леонидов проявляет в них незаурядную композиционную смелость.

В проектах этих лет много странных переплетений и не всегда понятных «ходов». Работая над реальными заданиями, И. Леонидов часто использует найденное здесь для параллельно создаваемых им эскизов к Городу Солнца, помещая конкретно задуманную форму в полуфантастические видения города будущего. Он много раз, как и раньше, повторяет одну и ту же тему, «проигрывая» ее в различных вариантах. Леонидов всю жизнь посвятил архитектуре — будь то проекты-идеи 1920-х годов, реальные проекты и постройки 1930-х или утопии 1950-х. Он начал с мечты и снова вернулся к ней в конце своего пути. Несмотря на внешнюю стилистическую разноликость работ И. Леонидова, в них ясно прослеживается основная линия, связывающая начальные и завершающие произведения. В конце жизни он пытается закрепить эту общность, соединив в Городе Солнца достижения разных периодов. Собранные вместе, они говорят и о его горячих привязанностях к чистой геометрии, и о его любви к русской архитектуре, и о его увлеченности изящной графикой Востока, и о «крестьянском» пристрастии к многоцветию, проявившемуся сильнее всего в последние годы.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Идея дезурбанизации И.Леонидова

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Технические средства защиты авторских прав
  • Статья 42 Соблюдение и вступление в силу. 5 страница
  • Стены из камня
  • Клевета
  • Технический проект
  • Технические средства автоматизации
  • Статья 29
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ УЧЕТ