Общая характеристика совладающего поведения человека в стрессовых ситуациях Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Общая черта совладающего поведения человека в стрессовых ситуациях


.

Читать реферат для студентов

В отечественной психологии совладеющее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов – личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладения: обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладения с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является наличие стресса. Следовательно, совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Копинг является переменной, зависящей от трех факторов: личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки.

Психологическая значимость колинга заключается в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации. Копинг-поведение имеет две функции: фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности и среды и фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным дистрессом. Главная задача копинга – обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Существует несколько подходов к определению стратегий совладения. Так, И.М.Никольская и Р.М.Грановская предлагают дифференцировать стратегии совладения на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные.

Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.

Второй тип – эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки.

Третий тип включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Л.И. Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет ряд следующих стратегий.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Общая характеристика совладающего поведения человека в стрессовых ситуациях

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Процессы управления
  • Модель пошаговой разработки
  • Средства трудового воспитания дошкольников.
  • Задание для практической отработки
  • Процессы исполнения и контроля
  • Игра как форма организации жизни и деятельности детей
  • Read the text to find out what the towns mentioned in the text below are famous for.
  • Особенности обучения детей раннего возраста.