Определение места судна по пеленгам двух навигационных ориентиров Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Определение места судна по пеленгам 2-ух навигационных ориентиров


.

Читать реферат для студентов

Сущность способа и его практическое выполнение. Способ определения места судна по двум пеленгам — один из наиболее распространенных при плавании в узкостях или вдоль берега, вблизи навигационных опасностей. Это объясняется тем, что часто в видимости судна большего количества ориентиров, нанесенных на карту, одновременно не бывает.

Определяемым навигационным параметром является истинный пеленг на навигационный ориентир. Навигационному параметру соответствует навигационная изолиния ИП = const, ко­торая называется изопеленгой или изоазимутой. Изоазимута представляет собой линию, проходящую через навигационный ориентир и место судна. Градиент пеленга определяется выражением g = l/D. Он направлен по нормали в сторону возрастания пеленга.

Обсервованную точку получают в пересечении двух линий положения, которыми являются линии истинных пеленгов. Кроме того, так как одновременно пеленговать два ориентира один наблюдатель не может, то для уменьшения или практически полного уничтожения ошибки из-за неодновременности пеленгования применяют специальные приемы.

В быстрой последовательности берут пеленги двух объектов (маяков, знаков, мысов и др.) с таким расчетом, чтобы угол между направлениями на них был по возможности близким к 90° но, во всяком случае, не меньше 30° и не больше 150°. Первым пеленгуют ориентир, расположенный ближе к диаметральной плоскости (ДП) судна, т. е. находящийся на более остром курсовом угле. Пеленг в этом случае меняется медленно. При ночном пеленговании порядок будет зависеть от характеристики огня. Первым пеленгуют огонь, у которого более редкие проблески, или тот, ко­торый пеленгуется с трудом из-за плохой видимости или удаленности. Если скорость судна более 10 узлов и расстояния до ориентиров незначительны (2—3 мили), измеренные пеленги необходимо приводить к одному моменту. Для этого берут компасный пеленг первого ориентира, затем второго, после чего вновь пеленгуют первый ориентир. Значения двух пеленгов первого ориентира усредняют, приводя тем самым средний пеленг к моменту пеленгования второго ориентира:

ОКП =

Рис. 2.1. Определение места судна по пеленгам двух навигационных ориентиров

Рис. 2.2. Влияние систематической погрешности пеленга

Время и показания лага замечают при взятии второго пеленга.

Компасные пеленги исправляют поправкой компаса в истинные и прокладывают на карте (рис.2.1).

Точность способа. Точность полученного обсервованного места, если исключено влияние ошибок от неодновременности взятия пеленгов, зависит от погрешности в принятой поправке компаса и случайных погрешностей при пеленговании.

Если при использовании пеленгов была допущена ошибка в принятом или неучтенном значении поправки компаса, то нанесенное на карту место судна (точка F) не будет совпадать с истинным (точка F1) (рис.2.2).

Средняя квадратическая погрешность этого места оценивается по формуле:

FF1 = (2.1)

где ek — систематическая погрешность в поправке компаса, град; Q — угол между направлениями градиентов первого и второго пеленгов, град; d — расстояние между ориентирами, мили. Из формулы видно, что влияние погрешности в поправке компаса будет наименьшим, когда угол Q равен или близок к 90°. Если же угол между направлениями на ориентиры меньше 30° или больше 150°, то к полученному обсервованному месту следует относиться с осторожностью.

Пеленгованию, как любому измерению, сопутствуют случайные погрешности, к которым можно отнести погрешности из-за неточности наведения, колебаний в момент качки, отсутствия ста­билизации в вертикальной плоскости и др. Это приводит к тому, что любому измеренному пеленгу соответствует погрешность тп, град. Если такую погрешность подставить в формулу (1.9), то получим формулу для средней квадратической погрешности обсервации по двум пеленгам:



M0 = (2.2)

где D1 , D2 — расстояния до ориентиров, морские мили; Q — угол между направлениями градиентов первого и второго пеленгов, град.

Отсюда следует, что точность определения зависит от угла 0 и расстояний до ориентиров.

При совместном учете систематических и случайных погрешностей средняя квадратическая погрешность места судна оценивается по формуле:

M0 = (2.3)

где mп °— СКП пеленгов, град; r — коэффициент корреляции погрешностей первого и второго пеленгов:

• при благоприятных условиях измерения пеленгов и при ориентировочно известной поправке компаса в момент пеленгования r = 1;

• при неблагоприятных условиях пеленгования (качка, ограниченная видимость) и при надежно известной поправке компаса в момент пеленгования r = 0;

• во всех других случаях r = 0,5.

При незначительных случайных погрешностях наблюдения и уверенности в правильности учитываемой поправки компаса точность определения места судна по двум пеленгам вполне удовлетворительная. Однако отсутствие третьей контрольной линии пеленгов не позволяет выявить грубые ошибки из-за неверного опознания ориентиров, резкого изменения поправки компаса или промаха, допущенного при измерении, записи или прокладке пеленга. Именно поэтому обсервация по двум компасным пеленгам относится к разряду обсерваций с невысокой степенью надежности. Контроль отсутствия промахов осуществляется производством повторной обсервации, а надежность учитываемой поправки компаса определяется сравнением данной обсервации с местом судна, полученным по другим навигационным параметрам, не связанным скомпасом. При одиночном определении по двум пеленгам грубая ошибка может быть выявлена при сопоставлении обсервованного и счислимого (на тот же момент) места с учетом их точности.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал Определение места судна по пеленгам двух навигационных ориентиров

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Этапы процесса оценки и требования к отчету.
  • Выявление Helicobacter pylori
  • Аденилатциклаза Аденилатциклаза
  • Материалистическое понимание истории
  • Выявление и оценка химической обстановки
  • УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И РАВНОВЕСИЯ
  • Вторая ступень очистки технологического газа на КС – фильтр – сепараторы: конструкция, принцип работы.
  • Глава VII. Практические работы.