ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР 2 страница Главная страница сайта Об авторах сайта Контакты сайта Краткие содержания, сочинения и рефераты

Муниципальный Земляной КАДАСТР 2 страничка


.

Читать реферат для студентов

сделки с землей, госрегистрации и т. д.). Следовательно, требования органов, ведущих государственный земельный кадастр, к пользовате­лям земли о представлении ими сведений, необходимых для полно­ценного, достоверного кадастра, по существу не ограничены ни сро­ками, ни субъектами землепользования (собственниками, арендатора­ми и др.), ни территорией (регионом) расположения земельных участков.

В свою очередь, названные землепользователи имеют право полу­чать бесплатно в десятидневный срок документальные сведения о своих земельных участках, зафиксированных в Едином государствен­ном реестре земель и других документах земельного кадастра. Более того, они вправе оспаривать эти документальные сведения, если по каким-то причинам считают их недостоверными, ошибочными. Если по этому вопросу возникает земельный спор, то он разрешается со­гласно ст. 59 Земельного кодекса РФ в судебном порядке.

ОткрытостьСведения государственного земельного када-

сведенийстра носят открытый характер, за исключе-

земельного нием тех, которые отнесены к категории ог-

кадастрараниченного доступа (ст. 8 Закона).

Земельный кадастр содержит сведения,

имеющие практическую пользу не только для государственных орга­нов, ведущих этот кадастр, но и для других органов управления в об­ласти использования и охраны земель, налоговых органов и др. Они необходимы для правообладателей земельных участков (собствен­ников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов). В получе­нии этих сведений бывают заинтересованы также участники торгов, аукционов и конкурсов при совершении сделок с земельными участ­ками (купли-продажи, ипотеки и др.). Во всех названных случаях ор­ганы, осуществляющие деятельность по ведению государственного зе­мельного кадастра, обязаны предоставлять запрашиваемые сведения заинтересованным в них лицам и организациям.

Однако открытость сведений земельного кадастра по смыслу ст. 8 (п. 2) нельзя понимать как их открытость для всех «любознательных». Они предоставляются, причем в обязательном порядке, только заин­тересованным физическим и юридическим лицам. Всякое лицо, же­лающее получить какие-либо сведения земельного кадастра, должно не только предъявить удостоверение личности (юридическое лицо — документ о госрегистрации) или доверенность от заявителя, но и написать заявление, в котором обязано подтвердить свое право на получение запрашиваемых сведений кадастра.

Решение о выдаче сведений принимает орган, ведущий земельный кадастр. Если в выдаче документов будет, по мнению заявителя, отка­зано незаконно, он может обжаловать действия должностных лиц (государственных служащих) в суд (арбитражный суд) на основании Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с измене­ниями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ)1.




ДокументацияМногостороннее и важное назначение када-

земельногостра для правильной организации рацио-

кадастранального использования и охраны земельных

ресурсов требует наличия соответствующих

документов, позволяющих иметь фундаментальные сведения о каждом земельном участке, находящемся в пользовании (владении, аренде, собственности).

Статья 13 Федерального закона «О государственном земельном ка­дастре»1 устанавливает обязательный перечень (состав) документов. Они подразделяются на основные, вспомогательные и производные документы. Их написание ведется на русском языке.

К основным документам относятся Единый государственный ре­естр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы).

К вспомогательным документам относятся книги учета докумен­тов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.

К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федера­ции, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и анали­тические документы.

Состав документов государственного земельного кадастра и поря­док их ведения устанавливаются федеральным органом исполнитель­ной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

В чем состоит назначение основных документов кадастра?

Единый государственный реестр земель представляет собой доку­мент, который предназначен для проведения государственного кадаст­рового учета земельных участков. Он содержит сведения о существую­щих и прекративших существование земельных участках:

их кадастровые номера;

местоположение (адрес);

площадь;

категория земель и разрешенное использование земельных участ­ков;

описание границ земельных участков, их отдельных частей;

зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ог­раничения (обременения);

экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Моментом возникновения или моментом прекращения существо-нания земельного участка как объекта государственного кадастрового



ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.


1 СЗ РФ. 2000. №2. Ст. 149.





учета в соответствующих границах является дата внесения соответст­вующей записи в Единый государственный реестр земель.

Обязательному государственному кадастровому учету подлежат зе­мельные участки, расположенные на территории Российской Федера­ции независимо от форм собственности на землю, целевого назначе­ния и разрешенного использования земельных участков. Государствен­ный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу нового федерального закона, является юридически действительным.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осу­ществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зареги­стрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.

Органы, осуществляющие деятельность по ведению государствен­ного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения государст­венного земельного кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридиче­скому лицу — документы, подтверждающие государственную регистра­цию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Сведения, предоставленные органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра на законных основаниях граж­данам и юридическим лицам, могут быть использованы ими для соз­дания производной информации в целях ее коммерческого распро­странения с обязательным указанием источника информации. В це­лом земельный кадастр наполняется официальными документальными данными, которые формируют несколько его взаимосвязанных функ­циональных разделов: государственная регистрация прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также совершаемых с ними сделок; государственный учет количества и качества земель; ка­дастровая оценка земель.

Порядок веденияНа всей территории Российской Федерации
земельноговедение государственного земельного кадаст-

кадастраРа осуществляется по единой методике

и представляет собой последовательные дей­ствия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их пло­щадях, местоположении, экономических и качественных характеристи­ках вносятся в документы государственного земельного кадастра на ос­новании данных о межевании земельных участков, сведений, представ­ленных правообладателями земельных участков, результатов проведения 188


топографе- геодезических, картографических, мониторинговых, землеуст­роительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследова­ний и изысканий.

В отношении каждой категории земель применяется определен­ный перечень сведений о земельных участках, которые заносятся в Единый государственный реестр земель и другие документы кадастра.

Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных но­сителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приори­тет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подле­жат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

В случае, если в представленных в органы, осуществляющие дея­тельность по ведению государственного земельного кадастра, доку­ментах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государст­венного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведе­ния противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения та­кого учета с обоснованием данных решений.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участ­ков может быть приостановлено не более чем на месяц.

В случае, если в течение указанного срока заявителем не будут уст­ранены причины приостановления проведения государственного кадаст­рового учета земельного участка, заявителю в письменной форме на­правляется отказ в проведении государственного кадастрового учета зе­мельного участка.

В проведении государственного кадастрового учета земельных уча­стков должно быть отказано в случае, если:

с заявкой о проведении государственного кадастрового учета зе­мельных участков обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные в органы, осуществляющие деятель­ность по ведению государственного земельного кадастра, для проведе­ния государственного кадастрового учета земельных участков по фор­ме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;

площадь земельного участка, в отношении которого должен про­водиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нор­мативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного исполь­зования.


Решение об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков в пятидневный срок направляется заявите­лям в письменной форме с указанием причин такого отказа.

Отказ в проведении государственного кадастрового учета земель­ных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд, арбитражный суд.

Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно (п. 1 ст. 22 Закона о госземкадастре).

Бесплатно (согласно п. 2 ст. 22 Закона о госземкадастре) сведения об определенном земельном участке предоставляются:

правообладателю земельного участка или уполномоченным право­обладателем лицам;

налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;

органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осу­ществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;

лицам, имеющим право на наследование земельного участка пра­вообладателя по завещанию или закону;

иным установленным законом лицам.

Указанные в п. 2 ст. 22 Закона о госземкадастре органы и лица оп­лачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведе­ний государственного земельного кадастра об определенном земельном участке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ­ления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщаю­щие сведения о землях в границах соответствующих территорий.

Использование сведений государственного земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают за­конные интересы правообладателей земельных участков, влечет за со­бой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Основания приостановления проведения кадастрового учета земельных участков

Кадастровый учет земельных участков, т. е. описание их правовых и экономических ха­рактеристик, придает этим сведениям офи­циальное, правовое значение после того, как они занесены в Единый государственный ре­естр земель. Органы, осуществляющие дея­тельность по ведению государственного зе­мельного кадастра, не только имеют право, но и обязаны в целях обеспечения полноты и достоверности кадастра проверять все те све­дения о земельном участке, которые поступают от их правообладате-


лей (собственников, землепользователей, арендаторов и др.). Если нозникают какие-либо сомнения о границах земельного участка, раз­мере его площади, наличии сервитутов, обременении и т. д., то прово­дятся необходимые землеустроительные действия по установлению тгих существенных сведений, их соответствии данным государствен­ной регистрации и другим документам.

Не должно быть противоречий в записях, которые ведутся органами Росземкадастра в Едином государственном реестре земель, с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сде­лок с ним, которые ведутся органами юстиции. При выявлении ка­ких-либо противоречий в характеристиках земельного участка и в правах на него производится приостановка действий по государственному када­стровому учету земель. Об этом сообщается в письменной форме с ука­занием причин отказа (приостановления) в государственном кадастровом учете земель.

Собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор обяза­ны позаботиться об устранении обнаруженных ошибок, неточностей и искажений в учетных данных. Для этого Закон дает им срок не бо­лее месяца (п. 2 ст. 20). Если в течение названного срока заявитель не устранит причин, вызвавших приостановление кадастрового учета, то ему в письменной форме сообщается отказ в проведении государст­венного кадастрового учета земельного участка.

Отказ в проведении кадастрового учета земельного участка

По своим юридическим последствиям приос­тановление кадастрового учета и отказ от его проведения существенно различаются. Приос­тановление — это своеобразный переговорный процесс между местным органом Росземкада­стра и заявителем, в положительном и скорейшем разрешении которо­го заинтересованы обе стороны. При отказе органа Росземкадастра оформить учет земельного участка в кадастре переговоры и переписка прекращаются. Спор в этих случаях переносится в суд (арбитражный суд), в то время как спор о приостановлении кадастрового учета земель не подведомствен суду.

В каких же случаях органы Роснедвижимости имеют право отка­зать заявителю в кадастровом учете земельного участка? Только в тех, которые названы в Законе (п. 3 ст. 20):

если с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельных участков обратилось ненадлежащее лицо;

когда документы, представленные в органы, осуществляющие дея­тельность по ведению государственного земельного кадастра, для про­ведения государственного кадастрового учета земельных участков по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодатель­ства Российской Федерации;

если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей;

площадь земельного участка, в отношении которого должен про-нодиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нор­мативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или


нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного исполь­зования.

В остальных случаях нарушения порядка государственного учета земельных участков местный орган Роснедвижимости не вправе отка­зывать заявителю в проведении учета земель. Он обязан совместно с ним добиться устранения несоответствий сведений о земельном уча­стке с установленными в законодательстве требованиями. В этих це­лях действия по учету земель органа, осуществляющего ведение госу­дарственного земельного кадастра, временно приостанавливаются.

Исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра

Исправление технических ошибок, допущен­ных при ведении государственного земельно­го кадастра, осуществляется в пятидневный срок после их обнаружения. Исправление технических ошибок допускает­ся в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в госу­дарственном земельном кадастре (ст. 21 Закона).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, ко­торые полагались на соответствующие записи в государственном зе­мельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.

Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в го­сударственном земельном кадастре.

Технические ошибки при ведении земельного кадастра — это такие, как правило, неточности в записях, содержащиеся в документах када­стра, которые хотя и не порождают вредных юридических последствий, но исправление которых необходимо ради абсолютной достоверности сведений о подлинных правах на земельный участок. Например, опе­чатки в адресе правообладателя земельного участка, цифровых данных о нем и т. п. Для исправления таких ошибок (описок) не требуется вы­полнения сложных процедур и длительного срока, поэтому он ограни­чен пятью днями.

Возможны технические ошибки иного характера, т. е. такие, при исправлении которых существует угроза причинения вреда или нару­шения законных интересов правообладателей земельных участков либо третьих лиц. Например, ошибки в содержании сервитутных прав, принадлежности земельного участка к той или иной территори­альной зоне и другие ошибки, имеющие существенное юридическое значение. Такие технические ошибки по иску заинтересованных лиц рассматриваются и проверяются в судебном порядке с вызовом в суд участников земельно-кадастровых отношений, причастных к данному 192


судебному делу. Только после получения решения суда (арбитражного суда) орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, правомочен исправить ошибку и сообщить об этом участни­кам судебного процесса.

ПредоставлениеСведения государственного земельного када-

заинтересованнымстра об определенном земельном участке

лицам сведенийпредоставляются в виде выписок по месту

земельногоучета данного земельного участка за плату

кадастраили бесплатно.

Бесплатно сведения об определенном зе­мельном участке предоставляются:

правообладателю земельного участка или уполномоченным право-обладетелем лицам;

налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;

органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам (организациям), осу­ществляющим специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества и территориальных зон, в объеме, который необходим для работы указанных органов;

лицам, имеющим право на наследование земельного участка пра­вообладателя по завещанию или закону;

иным установленным законом лицам.

Указанные в п. 2 ст. 22 Закона о госземкадастре органы и лица оплачивают стоимость копирования и доставки предоставляемых им сведений государственного земельного кадастра об определенном зе­мельном участке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе бесплатно в установленном порядке получать обобщающие сведения о землях в границах соответствую­щих территорий.

Использование сведений государственного земельного кадастра способами или в формах, которые наносят ущерб или нарушают за­конные интересы правообладателей земельных участков, влечет за со­бой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Другие страницы сайта


Для Вас подготовлен образовательный материал ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР 2 страница

5 stars - based on 220 reviews 5
  • Фильм и аудиовизуальные средства в ПР
  • Установите границы дозволенного в отношениях с детьми
  • Философия позитивизма. Аналитическая философия.
  • Система муниципальных органов управления в области земельных отношений и пользования природными ресурсами
  • Форми масової дозвіллєвої діяльності та основні вікові групи і їх характеристика. 2 страница
  • Уровень суммарной фрустрационной напряженности (за длительный период времени).
  • Философия курса. Курс основан на принципах динамической психотерапии, социальной психиатрии, группового анализа и системного подхода
  • Философские подходы к настроению теории коммуникации